доктор педагогических наук, профессор В.Н.Вуколов
Казахская академия спорта и туризма Подготовка в вузах специалистов туристской деятельности в советский период осуществлялась с ориентиром на плановую систему в основном внутреннего туризма. С 1992 г. в Республике Казахстан началась подготовка менеджеров туризма в сфере внутреннего и международного рынка туристских товаров и услуг. Однако несколько лет эта работа осуществлялась на империческом уровне без достаточного научно-теоретического обоснования.
Аксиомой давно является утверждение, что для успешного управления будущим любого бизнеса надо владеть достоверной информацией о том, как этот бизнес развивался в прошлом (знать историю проблемы). Именно такая информация позволяет сформулировать теорию (систему основных идей в туристской деятельности, дающей представление о закономерностях ее развития) повышения эффективности современного туризма и сделать прогноз его развития в будущем. История и теория международного туризма как научные дисциплины имеют один объект исследования (человека) и один предмет исследования (человека в его туристской деятельности). Поэтому потребовалось создание дисциплины, объединяющей и взаимосвязывающей историю и теорию именно международного туризма.
Эта ситуация потребовала анализа многовекового международного опыта организации туристских путешествий. Именно поэтому был стимулирован исследовательский процесс в области не только современных теорий, но и отечественной и всеобщей истории туризма.
Сложность заключалась в том, что публикации материалов по истории туризма и теории его развития осуществлялись раздельно. Но в интересах учебного процесса был необходим единый учебник по единому учебному предмету.
Роль учебных средств в обучение и воспитание всегда была велика. Еще более значимой это роль становится при изменении цели и содержания обучения специалистов в определенной отрасли человеческой деятельности.
Проблема создания электронных учебников возникла в связи с формированием в мире системы дистанционного обучения. Однако необходимость создания этого сравнительно нового средства обучения для вузов спортивно-туристского профиля значительно острее. Студенты факультетов (отделений) туризма по профилю своего обучения вынуждены достаточно часто находится вне своих аудиторий, участвуя в различных соревнованиях, походах и учебно-тренировочных сборах.
Наличие электронного варианта учебника позволяет нам осуществлять надежное дистанционное обучение студентов по курсу «История и теория международного туризма» по всем традиционным стадиям. Сюда относятся: передача информации от преподавателя к студенту; консультирование студента преподавателем; осуществление преподавателем текущего (по каждой теме) и итогового контроля знаний по курсу во время сессии.
В 2001 г. был принят Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан по специальности 080140 «Туризм». В цикл общепрофессиональных дисциплин был включен курс «История и теория международного туризма».
Нами создано новое средство активизации учебно-воспитательного процесса для вузов по специальности 080140 «Туризм». Это средство называется универсальный учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История и теория международного туризма». Комплекс имеет следующие блоки:
Текст данного комплекса универсален тем, что имеет электронную основу, и представлен в печатном виде. Все разработанные учебно-методические материалы могут быть использованы для самостоятельной работы студентов, объективного контроля их знаний по данному учебному предмету, профессиональной подготовки преподавателей вузов, работающих по специальности 080140 «Туризм», исследовательской деятельности аспирантов и стажеров.
Первые два раздела УУМК (текст госстандарта обучения по специальности 080140 «Туризм» и типовая программа курса «История и теория международного туризма») имеют в основном методическое назначение. Используя их, преподаватели могут ориентироваться по каким именно разделам и какой материал необходим при написании текстов лекций, какие вопросы курса можно вынести на семинарские занятия или рекомендовать для самостоятельной работы студентов (СРС). Эта же информация поможет преподавателям правильно составить рабочую программу по курсу.
Типовая программа по курсу (аналогов которой не было в публикациях до 2001 г.) была сформулирована из актуальных вопросов истории и теории международного туристского бизнеса. Целенаправленно отбирались такие вопросы, информация которых формировала бы у обучающихся определенные знания и умения необходимые будущему менеджеру туризма.
При отборе указанных вопросов автор опирался на перечень служебных функций менеджера туризма (оценочных, конструктивных, информационно-технологических функций), выявленных в ходе диссертационного исследования автора по теме «Теория и практика подготовки специалистов туристской индустрии в высших учебных заведениях». Совокупность вопросов, относящихся к единой проблематике, составили двенадцать тем программы.
В точном соответствии с программой формировалось содержание учебного пособия. Учитывая особенности обучения будущих менеджеров туризма, было решено создать такое пособие как в традиционно печатном варианте, так и в варианте электронном.
Сочетание указанных вариантов значительно расширило возможности применения УУМК в учебном процессе. Студенты имеют возможность работать с печатным вариантом пособия, как в стенах вуза, так и во время учебно-тренировочных сборов, соревнований и поездок. Задача упрощается, если известно, что на месте временного проживания студента имеется компьютер. В этом случае студент использует содержание УУМК перенесенное на дискету.
Для самостоятельной работы студентов, подготовки преподавателями текстов лекций по курсу, автором приводится не обычный список рекомендованной литературы, а обширная библиография по всем проблемам типовой программы включающая в себя 280 статей и книг. Это позволяет обучающимся осуществлять углубленную самостоятельную работу по курсу.
В завершающей части УУМК приводится 150 тестовых вопросов разделенных на пять вариантов по 30 вопросов. При этом в каждый из вариантов включены вопросы по всем 12-ти темам учебного курса. Это позволяет с большей степенью достоверности проверить знания студентов по всему учебному курсу, а не по его отдельным фрагментам, как это бывает при устном экзамене.
Для итоговой проверки знаний студентов или комплексного контроля качества обучения по специальности в целом можно использовать одновременно два, три или все пять вариантов тестовых вопросов.
Тестирование, как способ контроля и оценки знаний студентов получило распространение в отечественной педагогике в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века. И опыт его использования выявил как положительные стороны, так и серьезные недостатки. Особенно это касается гуманитарных дисциплин, к которым относится курс «История и теория международного туризма».
К положительным сторонам тестирования следует отнести: возможность охватить тестами весь объем информации учебного курса; минимум затрат учебного времени при максимальном числе студентов, которые проходят контроль и оценку знаний по курсу. Кроме того, имеется возможность быстро и максимально объемно получить достоверную статистическую информацию о качестве усвоения знаний студентами. После выяснения причин, педагог имеет возможность устранить недостатки в преподавании, содержании или методике тестирования.
К основным недостаткам тестирования относятся: невозможность развивать живую речь студентов; невозможность выявить аргументы студента при выборе ответов на вопросы; невозможно проверить детально качество аналитических знаний студента; невозможность проверить знания студентов о причинно-следственных связях исторических фактов и влиянии их на современные теории эффективного туристского бизнеса.
Каждый из пяти вариантов содержит тестовые вопросы по всем 12-ти темам курса «Истории и теории международного туризма». Таким образом, отвечая на вопросы любого из вариантов студент демонстрирует знания не по двум или трем вопросам (как при устном экзамене по билетам), а по содержанию всего курса. Наличие минимума из пяти тестов для каждой из двенадцати изучаемых тем курса позволяет нам проводить блиц-опросы студентов на практических занятиях по каждой теме. Подобного рода блиц-опросы занимают 7-10 минут. В сочетании с устным обсуждением темы занятия имеется возможность контролировать уровень знаний каждого студента учебной группы по каждой теме.
К каждому из пяти вариантов текстовых вопросов составлен паспорт имеющий семь разделов: номер вопроса (по порядку первоначального составления); номер темы курса, к которой относится вопрос; порядковые номера курса и семестра, в котором изучается данный учебный предмет: цифру обозначающую уровень сложности данного вопроса от 1 до 3 баллов по нарастающей; литеру, обозначающую вариант правильного ответа на вопрос; и примечание, где обозначен номер страницы учебного пособия с информацией для правильного ответа на вопрос.
Как правило, тестовые вопросы составляются хаотично. Выбирается для этого информация, которую можно подвергнуть структурированию под структуру вопроса и пяти вариантам ответов на этот вопрос. Но когда тесты составлены по всему учебному курсу, то приходится соотносить вопросы и содержание учебного пособия. Текст пособия должен содержать однозначные ответы на все тестовые вопросы. Чтобы избежать пропусков необходимой информации, нами в паспорт всех вариантов тестов введена седьмая графа. После проверки указанного соответствия, есть возможность обеспечить внутреннюю связь вопросов и ответов по каждой отдельной теме. Это даст студентам возможность понять причинно-следственные связи всей информации по каждой теме курса.
Рекомендуется взвешенно относится к формулировкам и содержанию как тестовых вопросов, так и приложенных к ним вариантам ответов. Сами вопросы должны не только быть словесной формой для проверки знаний студента, но и содержать конструктивную ( и возможно новую) информацию по изучаемому курсу. Например, в пяти вариантах ответов на тестовый вопрос конструктивная информация (в подавляющем большинстве случаев) содержится не только в правильном ответе, но и в других ответах.
Текст УУМК включен нами в вебсайт Казахской академии спорта и туризма и может быть доступен не только для студентов факультета туризма КазАСТ имеющих компьютеры с подключением во всемирную сеть, но и для всех заинтересованных пользователей.
Опыт автора накопленный во время создания и использования универсального учебно-методического комплекса по курсу «История и теория международного туризма» позволяет проецировать его на всю систему учебных средств по специальности 080140 «Туризм». На факультете туризма КазАСТ имеются все интеллектуальные и технические возможности создания подобных комплексов по всем учебным дисциплинам государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан не только по специальности «Туризм», но и по новой специальности 080240 «Сервис».
| | |