Организация железнодорожных туров




3.1 Туристско-экскурсионные поезда

Все страны мира охвачены сетью железных дорог, обеспечивающих доступность практически всех географически и исторически интересных для туристского освоения районов. Наряду с этим в мире существует недостаточное количество специализированного подвижного состава для путешествий по железным дорогам и совершенно отсутствует специализированный подвижной состав для длительных (несколько суток и более) путешествий. Поэтому осуществляемый в настоящее время железнодорожный туризм является мало комфортабельным и в связи с этим - экономически низкоэффективным, что в свою очередь сдерживает его развитие. Наиболее остро это ощущается в странах СНГ.
Тем не менее, в советский период в нашей стране туристские железнодорожные поезда использовались достаточно широко. К 1985 г. было освоено более 400 тыс. км. дорог, по которым курсировало 80 туристских поездов. В наиболее посещаемых исторических городах были оборудованы специальные места стоянок туристских поездов.
Эти поезда подразделялись на два основных типа. Первый тип представляли составы для коротких (однодневных) маршрутов без сна в пути. Они формировались из вагонов электропоездов пригородного сообщения и не давали туристам дополнительного комфорта кроме того, который могла обеспечить обычная электричка.
Второй тип - это экспрессы для дальних поездок (длительностью несколько суток и более). Экспрессы доставляли туристов в разные достопримечательные зоны страны, иногда с промежуточным многодневным отдыхом в одном из них. В течение всего маршрута туристы проживали в 4-местных спальных купейных вагонах поезда.
На железнодорожном транспорте перевозки пассажиров подразделяются на виды сообщений(дальнее, местное, пригородное)
В дальнем сообщении перевозки пассажиров осуществляются в пределах двух и более дорог.
В местном сообщении - в пределах одной железной дороги.
В пригородном сообщении - на расстояние не более 150 км. Поезда и вагоны также подразделяются на разные категории.
Категории поездов: пригородный, пассажирский, скорый, скоростной.
Категории вагонов: плацкартный, сидячий, купейный, спальный, вагон-ресторан, почтовый.
Назначение туристско-экскурсионных специализированных поездов, следующих в пределах двух и более дорог, осуществляется начальником железной дороги отправления по заявкам туристских организаций.
Туристско-экскурсионные поезда местного сообщения в пределах одной дороги с использованием пунктов - стоянок, назначаются начальником этой дороги.
Поезда в пригородном сообщении, прогулочные (типа "Здоровье", "Грибник", "Лыжник" и т. д.) назначаются начальником отделения дороги.
Назначение поездов производится после заключения договора и оплаты причитающихся платежей.
Туристская фирма (бюро) договаривается с отделением (управлением) дороги о выделении состава на определенный срок. Для этого пишут письмо на имя начальника пассажирской службы с просьбой о выделении такого состава. На письме он дает согласие и указывает конкретные сроки выделения состава.
Следование турпоезда из одного пункта экскурсионного обслуживания в другой, как правило, должно осуществляться в ночное время с остановками только для технических надобностей.
После перечисления платежей, предусмотренных договором, но не позднее чем за 20 дней до отправления поезда дорога его отправления дает адресную телеграмму всем дорогам следования и копии: туристской фирме, организующей турпутешествие; главным управлениям МПС: пассажирскому, движения, врачебно-санитарному, предприятиям питания.
В телеграмме должны быть схема и расписание следования поезда с указанием времени и пунктов передачи с дороги на дорогу, порядок и время подачи состава в пункты посадки и приписки, а также пунктов дополнительного снабжения топливом и водой в пути следования.
Изменение утвержденного расписания, а также маршрута следования и времени отправления не допускается.
При назначении специального турпоезда ему присваивается название, соответствующее начальному пункту (городу) отправления ("Караганда", "Москвич" и др.) и сохраняется на всем пути следования. Трафарет с названием поезда укрепляется на борту или с внутренней стороны оконного проема.
Численность работников для обслуживания туристов на железнодорожных маршрутах туристско-экскурсионных поездов определяют в соответствии с количеством туристов.
Руководитель маршрута обязан получить с туристской организации и иметь в наличии следующие документы: должностные обязанности работников турпоезда, карточку туристского маршрута, копию договора на аренду вагонов, квитанцию об оплате проезда, копию адресной телеграммы, копии договоров с принимающими туристскими организациями, а также калькуляции и программы обслуживания Копии телеграмм принимающих туристских организаций, подтверждающих прием и обслуживание туристов данного поезда, адреса и № телефонов принимающих туристских организаций.
9. Бланки актов и отчетности: акт о комиссионной приемке состава (3 экз.), акты на питание, акты на постельное белье, акты на культтовары и медикаменты, бланк отчета, копию договора с предприятием вагонов-ресторанов, бланки размещения туристов по вагонам, бланки расписания, объявлений "Уголка туристов" (по количеству вагонов), книгу отзывов или бланки отзывов туристов (по количеству вагонов), согласованный и утвержденный туристской организацией текст вступительной беседы, рекламу, сувениры, буклеты, переносную библиотечку, культ инвентарь.

3.2 Групповые железнодорожные туры. Правила перевозок

Железнодорожные путешествия на графиковых поездах (поездах общего пользования) часто организуются в виде групповых путешествий - путешествий туристов специально сформированными группами. При таких путешествиях пассажирские поезда используют для транспортировки туристов к месту отдыха и обратно. Обслуживание на месте отдыха может производиться как в гостинице, на турбазе, так и в других средствах размещения.
Перевозка туристов в графиковых пассажирских поездах постоянного обращения - один из главных элементов в организации транспортного группового маршрута. Он и определяет требования к организации путешествий:
1. Составление туристского маршрута.
2. Заключение договоров между туристскими организациями о направлении и приеме туристских групп в соответствии с графиками, утвержденными каждой туристской организацией.
3. Осуществление взаимосвязей между туристско-экскурсионными организациями и транспортными предприятиями путей сообщения.
Резервирование мест и предварительная продажа билетов на пассажирские поезда.
Резервирование мест осуществляется на основании взаимосогласованных планов. Не планируется, как правило, посадка групп на транзитные поезда при наличии поездов своего формирования или возможности оформления билетов с прямой плацкартой. Прием заявок на резервирование мест производится за 45 суток до отправления поезда, а оформление проездных документов - в срок, указанный представителем железной дороги.
При следовании группы туристов с пересадкой в пути ей должны быть проданы билеты с прямой плацкартой на весь путь следования.
Прямая плацкарта. При оформлении билета с прямой плацкартой получают один билет на весь путь следования для проезда в жестком вагоне пассажирского поезда с местами для сидения, на котором налагаются два компостера: первый (игольчатый) указывает номер поезда и дату его отправления со станции первоначального отправления, а второй и последующие (мастичные) указывают номера поездов и даты их отправления в пунктах пересадки.
К указанному билету выдаются квитанции доплат на проезд в соответствующей категории поезда и вагона. На квитанциях доплат, оформленных для выезда из пунктов пересадки, в правом верхнем углу ставится штамп.
В зависимости от местных условий разрешается проезд до или от пункта пересадки в жестком вагоне с местами для сидения или в пригородном поезде.
При одновременной оплате стоимости проезда "туда" и "обратно" выдается два групповых билета.
При подаче заявки с каждого заявленного места независимо от того, какое количество билетов будет фактически приобретено, выплачивается один раз комиссионный сбор в установленном размере.
При организации туристских групп для школьников во время осенних, зимних и весенних каникул (с 1 октября по 15 мая) железная дорога предоставляет им скидку в размере 50% с тарифа (кроме комиссионного сбора) в поездах и вагонах всех категорий, кроме мягких с 4- и 2-местными купе (СВ).
На проезд в поездах дальнего и пригородного сообщений организованных групп учащихся (10 чел. и более) учебные заведения дают заявки с указанием цели поездки: одну - на проезд туда и вторую - на проезд обратно согласно форме(см. приложение 7 рис9). Билетные кассы в обмен на заявку выдают учащимся специальный групповой льготный билет (с 50%-ной скидкой) в общем жестком вагоне пассажирского поезда и дополнительную квитанцию доплат (форма ГУ-57) со скидкой в случае проезда в вагоне и поезда высшей категории (Тарифное руководство № 5).
С 1991 г. МПС ввело новую систему планирования туристских перевозок “Экспресс-2” . Основные моменты этой системы заключаются в следующем:
1. Планирование производится 2 раза в год на полугодие. На 1-е полугодие планируемого года заявки от организаций должны быть сданы в Отделения железных дорог до 1 октября предшествующего года. Дороги передают заявки в МПС в ГВЦ, где они вводятся в компьютер.
15 ноября туристская организация может в своем Отделении узнать, какие заявки на 1-е полугодие утверждены. Туристские организации обязаны подтвердить свои заявки в срок с 15 ноября и за 60 дней до отправления по езда.
При подтверждении представителю турбюро выдается парольная квитанция, а места хранятся в памяти компьютера.
При не подтверждении резервирования мест они из памяти компьютера изымаются.
Заявки на выкуп билетов подаются за 45 суток до отправления поезда.
На 2-е полугодие планы-заявки от туристских организаций принимаются до 1 марта.
15 апреля туристская организация может получить ответ и подтвердить бронирование в установленные сроки.
2. При планировании перевозок групп туристов в заявках должна быть предусмотрена замена поезда из 5 вариантов. При этом 1-й из указанных поездов считается основным, а 4 остальных - вариантными.
3. В системе планирования допускается подсадка групп туристов по линии (на таких станциях, как Каунас, Лоо, Лазаревское, Курган и др.). Компьютер сам дает сообщение по линии. Терминалы на дорогах установлены пока только в основном в Европейской части и на Урале.
Возврат неиспользованных железнодорожных билетов производится согласно Тарифному руководству № 5. При возврате неиспользованных проездных документов предприятиями, фирмами, организациями и учреждениями в кассу железнодорожной станции за 7 суток до отправления поезда - им возвращается полная стоимость проезда.
При возврате неиспользованных билетов менее, чем за 7 суток, но не позднее, чем за 3 суток до отправления поезда - возвращается 90 % стоимости проезда, а если менее, чем за 3 суток до отправления поезда, то возвращается 80% стоимости проезда-
При погашении одного или нескольких билетов руководителем группы действуют правила для индивидуальных пассажиров: до 24 час. до отправления поезда - их стоимость возвращается полностью; менее 24 час., но более 6 час. -90%; менее 6 час. - 75% стоимости билета.
При возврате проездных документов на обратный выезд в пунктах их приобретения {обратного отправления) не позднее, чем за 3 суток до отправления поезда возвращается полная стоимость проезда, а при возврате позднее этого срока, но до отправления поезда -75 %о стоимости проезда.
При возврате 1 билета с "прямой плацкартой" по месту его приобретения менее, чем за 24 часа, но не позднее, чем за 6 часов до отправления поезда с пассажира удерживается 10% общей стоимости проезда (включая все доплаты) от первоначальной станции отправления до пункта пересадки и от пункта пересадки до станции назначения, а при возврате позднее, чем за 6 час. взимается 25%.
Если по групповому билету отправляется неполное количество участников маршрута, то ее руководитель обязан до отправления поезда предъявить групповой билет начальнику станции (вокзала) отправления для отметки об этом. Неиспользованные места должны быть переданы в кассу.
Возврат платежей за проездные документы, приобретенные по групповой заявке по безналичному расчету, производится в претензионном порядке только на расчетный счет организации, приобретавшей билеты.
Возврат денег за неиспользованные пригородные билеты не производится.
Обслуживание ж/д групп на маршруте производится на основании договора, заключенного между отправляющей и принимающий туристскими организациями; графика заезда групп туристов, прилагаемого к договору.
Направляющая туристская организация должна подтвердить телеграммой заезд группы в установленные сроки за 10 дней с указанием количества туристов, даты, времени прибытия, номеров поезда и вагона. Обеспечить руководителя группы списками туристов. Направлять группу на маршрут только при наличии обратных билетов, либо подтверждения принимающей организации об обеспечении обратными билетами на месте.
Принимающая турфирма обязана организовать встречу и доставку туристов собственным (арендованным) автотранспортом к месту размещения и питания; подготовить места размещения в соответствии с указанным количеством прибывающих туристов (в телеграмме подтверждения заезда); заключить договор на обслуживание с предприятием питания своего города и контролировать своевременное предоставление и качество питания; обеспечить предоставление экскурсионной программы обслуживания в полном объеме, а также дополнительных услуг за наличный расчет (дополнительные экскурсии, досугово-развлекательные мероприятия и др.). Встреча и проводы туристов должны осуществляться в соответствии с графиком прибытия и отправления поездов в любое время суток (это должно быть обязательно оговорено в договоре).

3.3 Руководитель туристской группы на железнодорожном маршруте

При планировании фонда заработной платы руководителей туристских групп следует исходить из 41 часа работы их в неделю. Сюда включается время на выполнение подготовительной работы по обслуживанию туристов, оформлению отчетов и других документов.
Руководители туристских групп на транспортных маршрутах обеспечиваются бесплатно проездом, а при продолжительности маршрутов более одних суток ночлегом и питанием по нормам, установленным для туристов. В связи с этим суточные и квартирные им не выплачиваются. За те дни, когда туристам питание не предоставляется, руководителям туристских групп выплачивается надбавка в размере 1,5 % их месячного должностного оклада за сутки.
Перед отправлением на маршрут руководитель тургруппы обязан: детально ознакомиться с программой обслуживания в каждом пункте маршрута, правилами и порядком проезда, резервирования мест и оформления комиссионного сбора в пунктах пересадки и обратного выезда, местом размещения, питания туристов, планом экскурсионного обслуживания, калькуляцией стоимости предоставляемых услуг; иметь адреса и телефоны принимающих организаций и т. п.
Перед отправлением на маршрут руководитель группы получает в туристской организации следующие документы:
1) план-задание к наряду с указанием всех реквизитов группы (№ группы, № маршрута, № путевок, количество человек, сроки обслуживания, наименование, телефон и адрес организации, купившей путевку, место встречи с группой, дата и время отправления, № поезда и № вагона, содержание и график обслуживания, адрес принимающего бюро, Ф.И.О. и телефон ответственного лица) за подписью работника турбюро,
2) памятку руководителя группы,
3) копию калькуляции принимающей туристской организации,
4) копию расчета стоимости путевки,
5) накладную на выдачу проездных документов,
6) проездные документы в направлениях "туда" и "обратно",
7) бланк списка туристов,
8) доверенность на подписание акта-счета обслуживания принимающий организации,
9) бланк отчета о расходах по обслуживанию туристской группы,
10) бланк отзыва туристов о маршруте.
После получения документов и ознакомления с ними руководитель группы связывается с представителем организации, приобретшей путевку, и еще раз детально уточняет с ним все подробности встречи и путешествия.
При задержке отправления транспорта (поезда) или отказе группы от дальнейшего путешествия и других изменениях на маршруте руководитель тургруппы обязан сообщать об этом в диспетчерский пункт железнодорожного вокзала, в свою туристскую организацию.
Руководителю группы необходимо контролировать на маршруте выполнение программы обслуживания и добиваться исполнения ее в полном объеме.
Руководитель группы обязан обеспечивать безопасность группы на маршруте; принимать меры по соблюдению туристами порядка и правил поведения на маршрутах; проводить разъяснительную и информационную работу с туристами. Он должен постоянно находиться с группой во время путешествия, оказывать содействие в проведении организационных и других мероприятий по приему и обслуживанию туристов. В течение трех дней после окончания путешествия руководитель группы обязан сдать письменный отчет о расходах и об обслуживании группы на маршруте. Сказать в нем о качестве выполнения предусмотренной программы обслуживания, а также о допущенных нарушениях программы по вине принимающей организации либо туристов.
В случае заболевания туристов на маршруте тура руководитель группы обязан принять меры по оказанию медицинской помощи, а при необходимости содействовать их госпитализации и сообщить об этом в туристскую организацию.
Руководитель туристской группы имеет право пользоваться телетайпной телефаксной, телефонной связью принимающей организации для связи со своей фирмой.
Ну и, кроме всего сказанного, руководитель тургруппы должен быть человеком контактным, психологом, уметь находить общий язык с группой туристов и с каждым в отдельности.



из дипломной работы:
Шестакова С.Г.
© "Деловой туризм Казахстана"2010
info@kazatur.ru