Исторический фундамент науки «туризм»




Развитие учения о туризме тесно связано с историей самого туризма. Исстари изучением туризма как науки занимались сами путешественники, и подобные учения соответствовали духу и характеру туризма того времени. Большинство современных учений стало появляться с начала 1970 г., а широко заговорили о науке «туризм» – с 1980 г.
Для того чтобы выявить особенности современного этапа развития туризма, необходимо рассмотреть историю его возникновения.
Современный туризм – явление, с одной стороны, молодое, так как массовым он стал всего лишь после Второй мировой войны, с другой стороны, туризм имеет глубокие исторические корни, ибо путешествия известны человечеству с древнейших времен.
Периодизация развития туризма в Западной Европе очень подробно освещена В.Б.Сапруновой . В ее основу положены следующие критерии: технико-экономические предпосылки; социальные предпосылки; целевые функции туризма на разных этапах развития. Согласно этой периодизации, в истории развития туризма различается 4 этапа:
1. до начала XIX века – предыстория туризма;
2. начало XIX века – начало XX века – элитарный туризм; зарождение специализированных предприятий по производству туристских услуг;
3. начало XX века – до Второй мировой войны – начало становления социального туризма;
4. после Второй мировой войны – современный этап;
массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма. Именно в этот период туризм приобретает действительно массовый характер: из предмета роскоши он становится потребностью для большинства населения высокоразвитых индустриальных стран. В определенной степени, этому способствовало сокращение рабочего времени, и, соответственно, рост свободного времени. Формируется мощная индустрия отдыха со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством.
Итак, на определенном этапе развития экономики, когда потребность в путешествиях резко возросла, появились и производители услуг для путешествий. Это привело к формированию товара особого вида - туризма. Таким образом, туризм возник как товар, который можно купить и продать на потребительском рынке и который реализуется в форме материальных и нематериальных услуг. Своеобразным достоинством туристских услуг как товара является то, что значительная часть этих услуг производится с минимальными затратами на месте и, как правило, без использования иностранной валюты.
Известно, что люди путешествовали всегда, и древние народы, населявшие Ближний и Средний Восток и Средиземноморье, оставили записи о своих поездках. Эти исторические очерки показали, что, по мере расширения торговой деятельности и завоеваний в Греции, Риме и Китае, представители знатного сословия этих стран все чаще отправлялись в поездки для развлечения, а также с торговыми или дипломатическими целями. Геродот, например, оставил значительное письменное наследие о своих кратковременных поездках и длительных путешествиях. В подобной литературе, имевшей жизнеописательный характер и историческую направленность, рассматривались искусство и философский смысл путешествия, население других стран, их языки, религии, традиции дарить подарки, черты местного быта и гостеприимство.
Во времена колониальных завоеваний и географических открытий арабами (VII–IX вв.) и европейцами (в том числе Марко Поло – ХIII в.), оставлено много записей о путешествиях. Отметим, что эти описания представляют собой замечательное наследие, востребованное до сего времени. Например, поэт Баско, посетивший Японию в ХV веке, написал мемуары, которые и сейчас служат прекрасным справочным материалом нынешним туристам. Туризм в это время имел, как правило, не познавательный характер, а был ориентирован на встречи важных персон и делегаций, а также на посещение священных мест.
С XV века европейская экспансия в мире усилилась, чему отчасти способствовали появление подробных карт и новых типов морских судов, а также рост купеческого сословия. Согласно документам, начиная с середины XVI века, жители Северной Европы регулярно ездили на лечение к минеральным водам, в известные учебные центры Италии и к памятникам великих цивилизаций в Южную Европу. Поначалу путешествовала лишь знать, паломники и дипломатические посланники. Понятие «тур» было введено гораздо позже – в 1750-х гг., и вскоре термин «турист» был принят для обозначения участников подобных развлекательных и образовательных путешествий.
Длящиеся поначалу 2–3 года, туры постепенно сокращаются по времени, тогда как количество туристов растет. Туристы (как правило, молодые люди) сопровождались опекуном; многие из них описали свои путешествия в мемуарах, туристских справочниках и путеводителях. Это были не только литературные, но описательные и познавательные труды, возможно, лучшим образцом их являются записки И. В. Гете об Италии 1786–88 гг. (т. 1–3, изданы в 1816–29 гг.).




© "Деловой туризм Казахстана"2010
info@kazatur.ru