На стыке веков различные научные исследования перестали быть сферой деятельности свободных философов и ярких индивидуальностей-одиночек (таких как Г. Спенсер, К. Маркс или Ч. Дарвин). В области знаний появилось понятие «научная дисциплина». Основы современных социальных учений были заложены трудами А. Вебера, Э. Дюркгейма, Т. Веблена, А. ван Геннепа. Таким образом, по мере становления и развития социальных наук в начале XX в. изучение туризма как «социального феномена» приобретает более сложную структуру; в большинстве случаев анализируются узкие аспекты туризма, такие как экономические коллизии, территориальные перемещения, психологические мотивации. Лишь география и частично антропология попытались придерживаться более обобщенного подхода, что позволило показать вклад каждой дисциплины в изучение туризма в целом. Начиная с 30-х гг. свой вклад стали вносить другие дисциплины. Одной из поднятых тем в изучении рекреации являлся вопрос исторической и идеологической природы отдыха. Большинство исследований было поручено плановикам и экономистам, многие из которых работали на такие организации, как ООН, Международный банк и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Европейское периодическое издание «Туристское ревю» (основано в 1946 г.) свидетельствует о росте интереса к проблеме туристских исследований как во Франции, так и в Германии. Однако традиции литературных произведений, описывающих странствия, были все еще в силе, поддерживаемые элитой. В это время многие авторы исследуют исторический аспект туризма, занимаются изучением как туризма в целом, так и состоянием отдельно взятых курортов. Историки внесли в это важнейший вклад, свидетельством чего стали труды о римлянах, Ниагарском водопаде, Англии XVII века. Исторические исследования, которыми зачастую пренебрегали представители других социальных учений, получили достойное продолжение в 60-х гг. ХХ века, освещая как отдельные аспекты туризма и отдыха (например, курорты и минеральные воды), так и более широкие проблемы, например история рекреации и туризма. Социологи Небель (Knebel, 1960) и Форстер (Forster, 1964) отмечали как теоретическую, так и практическую важность туристских исследований. Изучением психологии туризма занимались психологи Фарбер (Farber, 1954) и Ризон (Reason, 1964). Интерес к этой отрасли деятельности рос, а знания накапливались, складываясь в наследие. Так оформились контуры этой области знаний. До сих пор изучение туризма являлось побочным продуктом при проведении «более серьезных» исследований; он редко рассматривался как предмет научного изучения, и данные по туризму не подвергались систематизации. Пожалуй, лишь в 70-х гг. ученые осознали важность туризма как объекта науки; тогда же начали проводиться соответствующие научные встречи, конференции и т. п Как показывают статьи на эту тему, определенные стороны проблемы становятся предметом научного осмысления соответствующих наук. Например, подъем и упадок курортных зон впервые был рассмотрен с исторической точки зрения Плогом (Plog, 1974), затем экономистами и, наконец, географами. Проблема предельно допустимых нагрузок на объекты туризма также изучалась и географами, и экологами. После этого вопрос воздействия туризма на окружающую среду был отражен в работах многих ученых и в прессе. Фундаментальные работы о природе самого туризма и его связи с паломничеством, обрядами, развлечениями, жизненным циклом выходили в области социологии и антропологии в 70-х гг. Они способствовали выходу исследований за рамки туризма. В числе прочих можно назвать труды антрополога Виктора Тернера (Victor Turner, 1969) на тему обрядов и паломничества, а также социолога Чиксентмихай (Сsikszentmihalyi, 1975) на тему туристских потоков. Макканелл (MacCannell, 1976) провел комплексный анализ с социологической, антропологической и семиотической точек зрения. Граберн (Graburn, 1983) положил начало изучению туризма на стыке культур в свете распространяющегося взаимопроникновения между Европой и Северной Америкой. В прошедшем десятилетии, отмеченном разделением сфер исследования, каждая дисциплина все более укреплялась и заимствовала методы и результаты смежных наук. Появилось больше точек соприкосновения у таких дисциплин, как политология и социология, экономика и маркетинг, экология и география. С одной стороны, хотя маркетинг по-прежнему остался сосредоточенным на продажах, продвижении товара и рыночных сегментах, но, с другой стороны, маркетологи начинают более глубоко изучать рекламу, психологию мотиваций, темы, также рассматриваемые социологией, антропологией, психологией и рекреалогией. Проблемы окружающей среды, по-прежнему являющиеся основным поводом для беспокойств у экологов, исследовались вышеупомянутыми дисциплинами, и особенно географией. Последняя, наряду с другими науками, сосредоточилась на изучении определенных областей распространения туризма – горах, побережье, островах, городских центрах. Взаимодействия принимающей стороны, гостей и соединительного звена (гидов, переводчиков, сопровождающих) исследовались в социологии и антропологии, а также в психологии и политологии. Два вопроса для социальных наук остаются открытыми. Первый – изучение воздействия туризма и соответствующих потребностей, порожденных развитием туризма, – проблемы как теоретического, так и прикладного характера, изучаемые, в частности, экономикой, экологией, политологией и географией. Уроки истории и практика антропологии явились источником множества данных для формулировки основных идей по этому вопросу. Второй вопрос возникает в отношении изучения представлений как в самом туризме, так и о туризме в области рекламы, фотоматериалов, брошюр, фильмов, телевидения, производства сувениров. Этим начинают серьезно заниматься психология и социология. Наряду с этими, центральными, вопросами появляется и множество других.
| | |