СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В СТРАНАХ СНГ И КАЗАХСТАНЕ ч.1




По данным Агентства по статистике в 1998 году в Республике функционировало 430 туристских предприятий, из них 9 предприятий государственной формы собственности, 388 - частной и 6 иностранных туристических агентств. Казахстанскими предприятиями были к этому времени установлены договорные отношения с туристскими фирмами 80 стран, 25 алматинских и 5 областных турфирм осуществляют чартерные авиарейсы в 7 государств.
Наиболее развитой на протяжение 5 последних лет оставалась сеть туристских фирм в Карагандинской, Алматинской, Павлодарской, Южно-Казахстанской областях, а также городах Алматы (50%) и Астане. Туристскими организациями этих областей и городов обслуживалось до 88% туристов и экскурсантов ежегодно.
В целом предприятиями всех форм собственности в 1998 году было реализовано продукции, выполнено работ и оказано услуг на сумму 1916,6 млн. тенге. В том числе, государственными туристскими предприятиями на сумму 22,4 млн. тенге; частными - 1883,9 млн. тенге, иностранными фирмами 10,3 млн. тенге. Доля налогов и сборов от туристской деятельности в общих налоговых поступлениях в бюджет республики составила в 1998 году 0,1% (1997 год-0,06%).
Большинство туристских предприятий республики относятся к малым и средним. Однако, результаты их хозяйственной деятельности в 1998 году в целом дали отрицательный результат, малые предприятия (до 50 человек) показали убыток в сумме 14,5 млн. тенге, средние - (от 51-250 человек) - 3,9 млн. тенге. Крупные предприятия частного сектора (свыше 250 человек) по итогам 1998 года показали прибыль в сумме 1 841 тыс. тенге.
Всего за январь-декабрь 1998 года туристскими предприятиями было обслужено 246 тыс. туристов и экскурсантов. Следует отметить, что 1998 году услугами туристских фирм Казахстана воспользовались 35 тыс. иностранных граждан, что на 7 тыс. или 25% больше, по сравнению с тем же периодом 1997года.
В 1998 году туристские путевки за границу, в том числе страны Содружества приобрели 146 тыс. граждан Казахстана. За анализируемый период наблюдалась сокращение выезда казахстанских туристов во все I страны СНГ, кроме Литвы (рост в 2,3 раза) и Узбекистана (рост в 3,8 раза). Лидерами по числу посещений гражданами РК но прежнему остаются Россия и Кыргызстан, что составило 63% туристов посетивших страны Содружества.
Численность казахстанских туристов, посетивших страны остального мира в 1998 году, составила 140 тыс. человек (на 14% меньше, чем в 1997 году). При этом 83% выездов казахстанцев приходится на долю Китая, Германии, ОАЭ и Турции (шоп-туры). По сравнению с 1997 годом, увеличилось количество поездок граждан РК в Австрию, Бельгию, Финляндию, Венгрию, Корею, Малайзию, Мальдивы, Нидерланды, Швейцарию, хотя, в целом, доля этих стран в общем числе выездов незначительна. Коммерческий поездки получили наиболее широкое распространение.
Положительный экономический эффект и социальную целесообразность имеет организация туров иностранных граждан по Казахстану и развитие внутреннего туризма, так как обеспечивает приток валюты в республику, создание новых рабочих мест, развитие национальной туристской инфрастуктуры. В настоящее время в РК соотношение туроператоров - фирм занимающихся разработкой и комплексным обслуживанием туров (5%) и турагентов - фирм занимающихся реализацией туров (95%), не является оптимальным.
На состояние туристской деятельности в республике оказывает влияние низкий уровень развития туристской инфраструктуры (гостиницы, кемпинги, туристские базы, дороги, автотранспорт, туристские маршруты). При этом для развития инфраструктуры отрасли необходимо ее системное инвестирование. Несмотря на то, что туризм признан приоритетной отраслью для инвестирования, не созданы условия, стимулирующие приток в отрасль частных инвестиций, в том числе из-за рубежа. Отсутствует система научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения национального туристского продукта на внутреннем и внешнем рынке.
К причинам неразвитости туристской инфраструктуры можно отнести не только объективные экономические трудности, но и несовершенное налоговое и туристское законодательство, в частности, полное отсутствие необходимых для контроля за развитием отрасли и соблюдением прав потребителя государственных стандартов.
Большинство туристских фирм являются турагентами зарубежных туристских компаний, этим и объясняется преобладание числа граждан Казахстана выезжающих на отдых за рубеж, над количеством иностранных граждан посещающих Казахстан. При этом крайне слабо организованна работа казахстанских туристских предприятий по профилактике, инструктированию, разъяснению существующих норм законодательства, правил поведения, принятых в странах посещения, что зачастую приводит к факту нарушения некоторыми туристами законов страны пребывания.
В соответствии с действующей нормативной базой, в целях контроля режимом пребывания и обеспечения личной и имущественной безопасности иностранцев, туристские фирмы обязаны заблаговременно оставить в известность органы внутренних дел по месту предполагаемого прибытия иностранных граждан, о сроках их пребывания, месте жительства и маршрутах .передвижения.
Однако туристические организации, на которые, в соответствии с законодательством Республики Казахстан, возложена ответственность за соблюдение иностранцами правил пребывания на территории страны, в должной мере своих обязанностей не выполняют. Не организуется встреча иностранных туристов в пунктах прибытия, их обеспечение жильем и экскурсионным обслуживанием, регистрация по месту проживания в гостиницах или органах внутренних дел.
Оставаясь вне поля зрения органов внутренних дел, занимаясь при этом нелегальной коммерческой деятельностью, иностранные туристы зачастую нарушают казахстанское законодательство, либо сами становятся объектами преступлений.
Анализ платежного баланса Республики Казахстан по статье «поездки» (международный туризм.) раскрывает полную картину состояния сферы туризма, включая анализ сальдо платежного баланса по данной статье. На протяжении 1997 и 1998 годов в платежном балансе Казахстана складывалось отрицательное сальдо баланса услуг по статье «поездки». В 1999 году наблюдается тенденция падения общего объема предоставленных услуг по сравнению с 1998 годом. Сальдо баланса услуг в 1999 году продолжало оставаться отрицательным и существенных изменении не претерпело.
Современная индустрия туризма располагает крупными материальными фондами и обеспечивает занятость миллионов людей. По данным зарубежной статистики, около 25% самодеятельного населения развитых в туристском отношении стран непосредственно занято обслуживанием иностранных туристов (176,23).
В США, по подсчетам, на каждую тысячу туристов, проживающих в гостиницах этой страны, необходимо 279 должностей, непосредственно обслуживающих туристов, и 107 должностей в отраслях, косвенно связанных с туризмом; на каждую тысячу туристов, обосновавшихся в кемпингах,-всего 57 должностей, непосредственно связанных с туризмом, и 32 должности во вспомогательных отраслях (176, 17). Эта норма расчета °ослуживающего персонала существовала в странах Европы и Америки к началу 80-х годов. К настоящему времени количество специалистов обслуживающих каждую тысячу туристов увеличилось.
Система управления туристской отраслью постоянно совершенствовалась в промышленно развитых и развивающихся странах Запада и Востока. В 60-е годы XX века министерства туризма были созданы в Италии, Бельгии, Мексике, Египте, Алжире, Турции, Румынии.
Так, по состоянию на 1970г. деятельность Министерства туризма Италии включала в себя семь основных направлений: изучение рекреационных ресурсов, рынков, постановка рекламы, содействие развитию новых форм туризма, и такие мероприятия по подготовке кадров, как увеличение институтов и курсов обучения персонала по всем секторам туризма. Многие развитые страны Запада значительную долю своего благосостояния построили на доходах от туризма. Поэтому за послевоенные годы была создана мощная исследовательская база и система профессиональной подготовки кадров в области экономики туризма.
Для нашей республики этот опыт особенно важен, так как в настоящее время Казахстан является развивающейся туристской страной.
Опрос директоров туристских фирм города Алматы о причинах тормозящих развитие туризма выявил следующее: среди факторов негативно влияющих на развитие туризма на первом месте стоят неоправданно высокие налоги. Об этом заявили 78% опрошенных директоров (240, 60). Не находят поддержки во властных структурах просьбы о налоговых льготах для казахстанских туроператоров. До сих пор и те фирмы, которые работают на прием иностранных туристов (способствуя притоку валюты и созданию новых рабочих мест для своих граждан), и фирмы, организующие выезд наших граждан за рубеж, налоги платят одинаково. Это способствует тому, что мы укрепляем экономики других стран и усугубляем кризис в своей республике.
Мешает туризму неурегулированность таможенных отношений и других экономических связей Казахстана со странами СНГ и особенно с Россией. Ведь именно из России в 1996 г. приехало больше всего (47,28%) туристов в Казахстан. Режим наибольшего благоприятствования, с объявлением туристской зоной необходим южной столице ( в г.Алматы прибывает ежегодно 44% всех иностранных туристов) и Семиречью, т.к. здесь сосредоточенные основные туристско-рекреационные ресурсы.
Проведенный в 1986г. анализ туристских ресурсов (ТР) республик, ранее входивших в состав СССР, показал, что территория Казахстана обладает огромными востребованными ТР для активных туристских путешествий. Причем большая часть этих ресурсов содержит потенциал для развития прежде всего горного и водного туризма. Сюда относятся части Центрального, Северного, Западного Тянь-Шаня, Алтая и Джунгарии, входящие в территорию Республики Казахстан.
Казахстанские турфирмы пока еще слабо работают в области организации активных туристских путешествий по территории республики, как для отечественных, так и для иностранных клиентов. При этом казахстанские туристско-рекреационные ресурсы используются странами дальнего и ближнего зарубежья. Так, московская турфирма "Азия Трзвел" организует спортивные и приключенческие туры на Тянь-Шане (альпинизм, горные и пустынные трекинги, рафтинг, велотуры), а также горнолыжные туры в Чимган (Западный Тянь-Шань) и Чимбулак (Северный Тянь-Шань).
Слабое использование в своей работе казахстанскими турфирмами активных путешествий имеет множество причин. В их числе явный недостаток интеллектуального и кадрового обеспечения данного направления призме. Ведь организация активных туристских путешествий требует серьезных научных разработок и высокой профессиональной подготовки проживающего персонала. В путешествиях с активными способами передвижения от выучки персонала зависит не только качество обслуживания, но и физическая безопасность туристов. Поэтому формирование бригад сопровождения из дилетантов чревато серьезнейшими последствиями.
Оптимальная организация активных путешествий невозможна без определенного уровня развития спортивного туризма. По данным, опубликованным в журнале "Турист" в 1974-1980 годах, звание "Мастер спорта СССР по туризму" получили около 400 человек. Среди 22-х крупнейших центров спроса на спортивный туризм в СССР в туристской литературе называлась и Алма-Ата. Интересно, что в число названных центров специалисты включили города, где на 100 тыс. человек взрослого населения приходилось более одного мастера спорта по туризму. Разрушение единого союзного государства пагубно сказалось на развитии спортивного туризма. Уже в 1991 году количество спортивных туристских групп сократилось по сравнению с 1990 годом на 20 %, с 23 тысяч до 19 тысяч. С 1992 года произошел еще более резкий спад.
Прекращение деятельности большинства туристских секций, клубов и федераций затруднило подготовку спортсменов-туристов, даже на уровне третьего и второго спортивных разрядов. Это означает, что стало проблемой укомплектование бригадами сопровождения иностранных туристов даже квалифицированными носильщиками. Еще хуже обстоят дета с подбором опытных поваров, переводчиков, врачей, гидов-инструкторов горного и водного туризма. Поэтому для решения проблем активных видов туризма необходима система подготовки кадров, включающая туристские спецклассы общеобразовательных школ, выпускники которых могли бы получать на вузовских факультетах туризма ученые степени бакалавров, магистров, кандидатов и докторов наук.
К настоящему времени, к сожалению, в нашей республике практически утрачена система социального туризма, позволявшая функционирование спортивных туристских структур почти во всех учебных заведениях. Поэтому, например, специалистами факультета туризма Казахской академии спорта и туризма ставка сделана на туристские спецклассы базовых школ и гимназий.
Многолетняя практика работы автора в таких классах позволяет сделать вывод, что следует отказаться от излишнего теоретизирования и в процессе занятий уделять больше внимания технике водного и горного туризма (как самых популярных видов), походам выходного дня. При соответствующей . подготовке учащиеся старших классов могут совершать и категорийные походы, выполнять спортивные разряды по туризму. Именно такие выпускники школ стремятся поступить в высшие учебные заведения обучаться по специальности 080140 - «Туризм» со специализацией «Спортивные и активные виды туризма».
Для развития активных и спортивных видов туризма необходимы не только финансовые, материальные средства и профессионально подготовленные специалисты, но и проявление государственной воли.
Так, создан и функционирует в настоящие время Совет по туризму государств - членов СНГ. А IV Конгресс Международного туристско-спортивного союза, состоявшийся в Москве, принял "Концепцию Единого туристского пространства для самодеятельного спортивного туризма на территории государств - членов Содружества (СНГ) и стран Балтии". Большая часть туристов приезжает в Казахстан из этих стран для совершения активных туристских путешествий. При соответствующей поддержке этой концепции Республика Казахстан могла бы получать прибыль не только от транзитных групп туристов из ближнего и дальнего зарубежья, но и (при правильной организации) от спортивных групп из стран СНГ.
Это в свою очередь позволит выделять средства на развитие активных и спортивных видов туризма, особенно для подрастающего поколения. Таким образом, возможно стабильное оздоровление населения и решение глобальных социальных проблем Республики Казахстан. Безусловно, необходима и долгосрочная программа работы отечественной индустрии туризма и гостиничного дела.
В отечественном бизнесе туризм (особенно на региональном уровне) воспринимается как второстепенная отрасль экономики и не учитывается вклад туризма в сокращение темпов роста общественных расходов на содержание систем здравоохранения и социального обеспечения. В республиках Средней Азии и Казахстане от социально-политических изменений последних лет в первую очередь пострадало сельское население. Уровень безработицы здесь выше, чем в городах, а уровень жизни гораздо ниже.
Главной целью программы является возрождение общенациональной, социально-экономической и международной роли казахстанского участка трассы Шелкового пути. Достижение поставленной цели должно быть реализовано через археологические, архитектурные, градостроительные исследования объектов, создание банка данных об историко-культурном наследии Шелкового пути; консервацию, музеефикацию и благоустройство основных этапов (либо фрагментов) Шелкового пути; развитие исторических городов и других поселений трассы, включенных в перечень объектов туризма.
Необходимо создание на базе традиционной застройки городов и поселений Шелкового пути инфраструктуры туризма: предприятий сервисного обслуживания и торговли, паломнических и туристских комплексов, мастерских народных ремесел, этнографических музеев и театров, ритуально-культовых и историко-религиозных центров и других туристских объектов.
Установлено, что основные туристско-рекреационные ресурсы казахстанского участка Шелкового пути сосредоточены в Семиречье и Казахстане, а особое место в данных регионах республики занимают города Туркестан, Тараз и Алматы.
Туркестан - это не только первая столица Казахского ханства, но и считающийся в мусульманском мире "Второй Меккой". Такую славу приобрел потому, что в XIV веке эмир Тимур соорудил над могилой Шэйха Ахмеда Яссави величественную ханаку, позднее в XV - XVII вв. здесь на территории некрополя сооружаются мавзолеи Тауке, Тауекеля, Джангира, Абылая - основоположников казахской государственности. Все это, условии успешной реставрации всей системы историко-культурных ямятников и создания соответствующей инфраструктуры, позволит Туркестану стать крупнейшим центром паломнического туризма в Казахстане.
Тараз является древним и самым крупным торгово-административным центром казахстанского участка Шелкового пути, значительным памятником фортификационного искусства средневекового Казахстана. Другим древним городом, научным и культурным центром, южной столицей республики является Алматы, прообраз которого возник еще в I тысячелетии до н.э. Памятники основных трех этапов развития города представляют большой познавательный интерес и могут быть, более широко чем сейчас, вовлечены в туристский оборот.
Кроме того, важными туристскими объектами на трассе Шелкового пути являются средневековые города и поселения Хурлук, Турбат, Исфиджаб, Кулан, Мирки, Талхиз, Жаркент. Программой также предусмотрены реставрационные работы на объектах указанных городов.
Обоснованность этой концепции подтверждается уже многочисленными фактами. Например, по подсчетам А.Щуровой, Ж.Кантарбаевой О.Саурамбаева только в 1997 г. реальный размер поступлений от туризма на казахстанском участке Великого Шелкового пути (Алматинская, Талдыкурганская, Жамбылская области) составила 39,1 млн. долларов США (240).
Экономическая и социальная эффективность эксплуатации объектов Шелкового пути может быть еще больше при оптимальной организации информационно-рекламных мероприятий. По свидетельству директора международного альплагеря "Хан-Тенгри" К.Ш.Валиева (Казахстан), например, узбекские делегации весьма представительным составом (до 60 человек) принимают участие во всех самых крупных туристских выставках мира и это резко увеличивает потоки иностранных туристов в Узбекистан.
Основные международные туристские потоки начинаются в странах с развитой экономикой и сравнительно высоким уровнем жизни людей. Поэтому именно на население таких стран должна быть накрашена массированная реклама туристско-рекреационных ресурсов Казахстана. При этом надо учитывать, что в 1996 г. больше всего туристов (47,28% от общего количества) прибыло в Казахстан из России. Поэтому значительная часть наших рекламных усилий должна быть направлена и туда.
Огромный доходный потенциал для туристской индустрии Казахстана содержат потоки иностранных туристов, направляющиеся в другие государства СНГ, особенно в Россию. На собственном опыте автор убедил, что значительная часть этих туристов желала бы в одном путешествии, посетить транзитом Россию, Казахстан и другие государства Средней Азии, ь чтобы использовать этот потенциал необходимо юридическое закрепленного| единого туристского пространства на территории стран СНГ. И первые шаги этом направлении уже есть.
Казахстанскими специалистами по туризму высказывалась идея, создания туристских атласов стран СНГ. Предполагается, что в таких атласа» будет сосредоточена ранее малоизвестная информация об организации; функционировании туристских систем республик, о природных й антропогенных условиях местностей и их туристских ресурсах, о целях истории и перспективах туризма, его рекреационной эффективности. Атласа будут призваны содействовать комплексному планированию туризма, управлению туристскими организациями, обучению специалистов по туризму и пропагандированию туризма как эффективного средства активного отдыха. Обзорные туристские карты в атласах должны отображать с максимальной подробностью условия туристских путешествий. Подобный минианалог - "Карта туристско-рекреационных ресурсов Семиречья уже создана. К настоящему времени идет подготовка к двум следующим, более масштабным этапам этой работы.
© "Деловой туризм Казахстана"2010
info@kazatur.ru