СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В СТРАНАХ СНГ И КАЗАХСТАНЕ ч.2




Серьезные проблемы развития туризма в СНГ и Казахстане является не эффективная пока система подготовки туристских кадров. Оптимальная модель подготовки студентов по специальности "Туризм" должна быть построена в соответствии с моделью деятельности менеджера современной туристской фирмы. Именно поэтому все действующие специализации факультета туризма Казахской академии спорта и туризма, соответствуют основным направлениям современного туризма в Казахстане. Однако разрозненных усилий одной академии и нескольких других вузов республики явно недостаточно. Необходима, регулируемая государством система небольшого количества вузов с конкретной специализацией по подготовке туристских кадров.
По состоянию на июнь 2002 года в Казахстане работало более 450 туристских фирм, имеющих лицензии, по г. Алматы и Алматинской области таких фирм насчитывается 273. К настоящему времени заметно изменилось содержание работы действующих турфирм. Если раньше большинство из них занимались отправкой отечественных туристов за рубеж, то в настоящее время по ряду причин (обнищание населения, снижение покупательской способности, высокая конкуренция на рынке привозимых товаров) значительное число фирм пытаются организовать прием иностранных туристов в Казахстан и работать на отечественных туристско-рекреационных ресурсах. Это порождает спрос на обученных туристскому делу специалистов, знающих особенности всех основных видов современной деятельности турфирм. Если же развитие . туристской индустрии в РК войдет в общемировое русло, то потребность в : профессионально подготовленных кадрах многократно возрастет.
Конечно. проблем в современной казахстанской индустрии туризма еще много. Однако, реализация предложенных мер, а это подтверждает зарубежный и отечественный опыт, позволит сделать международный 3 м наиболее эффективной частью экономики Казахстана.
Первых зарубежных туристов в Казахстане приняли в 1956 году. Нашу т/блику в том году посетили 26 человек. Как уже говорилось, в Р стоящее время туристско-экскурсионные организации Казахстана пытаются развивать свою деятельность в этом направлении.
Наиболее сложной, с точки зрения материально-технического, информационно-рекламного и кадрового обеспечения, является экономика и организация иностранного туризма с активными способами путешествий. Именно поэтому в этом направлении работает пока ограниченное количество турфирм Казахстана. Среди лучших из них следует назвать ТОО международный альпинистский лагерь "Хан-Тенгри", холдинговую компанию "Жибек - Жолы", фирму "Азия-тур" и другие.
По своему рекреационному потенциалу Казахстан может стать настоящей "туристской Меккой". Стратегической задачей туристской индустрии республики является привлечение иностранных туристов, с одной стороны, и создание полноценных условий для отдыха соотечественников, с другой.
Весьма важным является правильный выбор стран с которыми могут наиболее эффективно сотрудничать туристские фирмы Казахстана. В конце XX - начале XXI века Европа по-прежнему остается самой притягательной для путешественников частью планеты. В 1996г. в мире было зарегистрировано 593 млн. туристов и больше половины из них посетили государства Европы
По данным ВТО, в списке самых посещаемых стран первое место занимает Франция, в которой побывали 61,5 млн. туристов, что на 2,3% больше, чем в 1995 г. На втором месте - США (44,7 млн., плюс 3,2%), на третьем - Испания (41,4 млн., плюс 5,3%). Американцы, однако, вновь доказали свое умение извлекать деньги из любого предприятия. Отстав от Франции по числу посещений, США опередили ее по части доходов от туризма, которые составили 64,3 млрд. долларов против 28,2 млрд. В целом же прибыли мирового туристского бизнеса достигли 423 млрд. долларов.
Однако самые быстрые темпы роста туристской активности отмечены не в Европе и Америке, а на Ближнем Востоке. Африка, напротив, переживает трудный период с точки зрения развития туризма, т.к. политическая нестабильность во многих странах этого континента отпугивает путешественников.
Специалистам казахстанских турфирм не хватает опыта для создания многовариантных - туристских программ, которые были бы конкурентоспособны. Для закрепления на международном рынке туристских товаров и услуг зарубежные турфирмы стремятся сделать потенциальным клиентам все более экзотические предложения.
Так, несколько предприимчивых жителей местечка Петерхаген (Северная Рейн-Вестфалия, Германия) создали общество "Rast im knast", что| переводе означает "Закуска в кутузке". Они переоборудовали четыре камеры бывшей местной тюрьмы в гостиничные номера спартанского типа, а, комнате для охраны открыли пивной бар, Эта новая гостиница, в которую полностью сохранена обстановка тюрьмы, сдается для ночлега туриста; отпускникам и вообще любителям экзотики. Одноместный номер стоит j марок, завтрак - 10. Это по местным меркам недорого, и заведение процветает. Следует заметить, что стремление туристских структур , государственных органов разных стран к разработке экзотических программ реализуется и другими способами.
В 1997г. австралийцы объявили о намерении открыть новы« туристский центр в Антарктиде. Эту экзотическую идею дали власти эксперты, работающие над национальной программой "Антарктика полюс 2000 года". Специалисты пришли к выводу, что в современных условиях нерентабельно содержать в Антарктиде три круглогодичные научны; станции. Для исследований достаточно базы Дэвис, а станции Монос и Кейси следует перепрофилировать, причем одну из них превратить в сезонный курорт.
Реализация этого проекта вполне реальна, если построить взлетно-посадочную полосу и разработать систему экологической зашиты Антарктиды от возможных последствий нашествия туристов.
В начале 1997г. в немецком городе Бремене состоялась первая в истории конференция по космическому туризму, где было заявлено, что в будущем веке желающие смогут отдохнуть на орбите. Представитель космического турагенства "Спейс-Тур" (Германия) Хартмут Мюллер сообщил, что уже разработаны проекты строительства первого в космосе отеля и в крайнем случае к 2025 году японцы и американцы создадут транспортную систем) доставки туристов в орбитальные гостиницы.
Те, кто войдет в первые группы космотуристов, будут вынуждены заплатить примерно 3 600 000 долларов. Однако, если организаторам околопланетного туризма удастся отправить на орбиту 500 тысяч отважных, каждый из них выложит за подобный тур только 20 тысяч долларов.
Однако в современном освоении космического туризма немцы уже не одиноки. Американская компания "Космические путешествия Зеграхма" (г.Сиэттл) уже объявила в 1997г. запись добровольцев, которые мечтают о звездном туре. Планировалось, что космический тур займет неделю. Сначала будущие космотуристы пройдут краткий предполетный инструктаж прослушают курс лекций по астрономии и правилам поведения в условия" невесомости. Специальный самолет поднимет группу из шести человек на высоту 4 500 метров. Затем космический аппарат отделится от материнского судна и отправится в космос, где две с половиной минуты будет вращаться на 100-километровой орбите. Космотуристам разрешат отстегнуть ремни и испытать состояние космической невесомости. Через два часа тридцать минут Земля примет космотуристов обратно.
Первый старт был запланирован на осень 2001 года. При этом фирмы старались получить одобрение своего проекта в федеральном правительстве США Первые пятнадцать добровольцев зарезервировали себе места в ах космолетов, перечислив на счета фирмы по 9 тысяч долларов в качестве предварительного взноса.
К развитию космического туризма в это время подключились и другие страны. Президент Венисуэлы Уго Чавес в конце 2000 г. заявил, что скоро из этой южноамериканской страны регулярно будут отправляться туристские пейсы на Луну. Провести отпуск на Луне будет так же просто, как в Майями, или на Канарских островах. Бывший парашютист, Уго Чавес провел переговоры с группой американских бизнесменов, которые предложили перспективный совместный проект постройки космического корабля для полетов на Луну и обратно. "Лет через сто, а может и меньше люди будут во время отпуска путешествовать по Луне", - заявил журналистам президент Венисуэлы (154).
Космические бизнесмены появились и в Англии. Стив Беннетт решил катать туристов на ракете и для этого вложил 100 тысяч фунтов в летательный аппарат под названием "Нова". Беннетт запланировал в конце 2001 года совершить пробный полет на высоту 62 мили, а затем вернуться на Землю. При спуске ракета должна разделиться на пилотируемую капсулу и ускоритель, которые после приземления можно будет использовать вновь.
Будущему космонавту 37 лет, он читает лекции по физике и космическим технологиям в Сэлфорском университете и созданием ракет занимается с 13 лет. Последние 6 лет Беннетт усилено тренируется по созданной им методике и за 2001 год совершил 59 прыжков с парашютом. Беннетт серьезно намеревается получить приз в б, 25 млн. фунтов, обещанный тому, кто первым успешно проведет полет экипажа космических туристов из трех человек. Эта победа запланирована на 2003 год и в очереди на полет уже 20 экипажей (130).
Однако, реальная действительность оказалась более фантастической, чем планы туристских фирм по космическим турам. До 28 апреля 2001 года космонавтика была уделом профессионалов. Но в этот день калифорнийский миллионер Деннис Тито сумел превратить узкую тропинку в космос в туристскую тропу. Он стал первым космическим туристом, которому для восьмидневного путешествия в космос понадобилось всего лишь купить билет. Правда, билет этот стоач 20 миллионов долларов.
Деннис Тито доказал всем землянам, чтобы отправиться в космос, Достаточно иметь большое желание, солидный счет в банке и неплохое здоровье. Правда сама вероятность этого космическо-туристического эксперимента была под угрозой буквально до самого вылета и чуть не поссорила американское и российское космические агентства. Американцы очень возражали против присутствия туриста на борту Международной космической станции (МКС). И российские космонавты даже устроили по этому поводу забастовку-без Тито не полетим! Кстати, в роли гида для Рвого космического туриста выступил наш земляк Талгат Мусабаев.
Второй раз поездка Тито чуть не сорвалась по приземленной причине. на американской части МКС сломался компьютер по управлению., унитазом. И космонавты слезно просили прислать им вместо Тито специалиста по компьютерам или на худой конец сантехника.
Перед полетом с Тито взяли две расписки: о том, что он обязуется не предъявлять никаких претензий в случае, если с ним что-нибудь произойдет, и возместит ущерб в случае, если что-нибудь сломает.
В апреле 2002 г. на космическом корабле "Союз ТМ - 34" в космос полетел на международную космическую станцию второй турист подготовленный в России - 28 - летний миллионер из Южной Африки Марк Шаттлворс. Пять месяцев перед полетом Марк жил в звездном городке, где проходил специальный курс подготовки, включающий в себя физические упражнения, тренировки на выживание при приземлении в море, изучение русского языка и освоение навыков работы в космосе.
За свой полет Марк заплатил столько же, сколько и первый космический турист - Денис Тито (20 млн. долларов). На вопрос корреспондента газеты "Аргументы и факты" - "Почему Марк полетел в космос из России?", космический турист №2 ответил, что в США нет программы для людей желающий полететь в космос. (143).
Казахстан на территории которого располагается космодром Байковдр имеет большие возможности для развития космического туризма. Наряду с экзотикой наблюдается стремление казахстанских турфирм и фирм ближнего зарубежья расширять культивирование активных туристских путешествий.
Так, недавно созданный в г.Москве Российский горный клуб (РГК) запланировал воссоздать в России широкую сегь горных лагерей и тренировочных альпинистских центров. Предполагается, что они возникнут на Северном Кавказе, на Алтае, в Сибири и других регионах. Наряду с россиянами в них будут работать альпинисты из ближнего и дальнего зарубежья, что станет одним из источников финансирования клуба. РГК намерен содействовать организации и финансированию российских экспедиций на высочайшие пики мира. Разрабатываются и другие проекты.
По этому же пути пошли и казахстанские альпинистские структуры. Альпинисты Центрального спортивного клуба армии Казахстана в 1998 г. разработали программу "Восхождение на высочайшие вершины континентов". Сами авторы называют эту программу "Высокогорной кругосветкой". Согласно этой программе казахстанцы поднимутся на вершины Килиманджаро, Вилсона, Аконкагуа, Мак-Кинли, Кэрстинга. Программа носит коммерческий характер, и все участники экспедиции (за исключением, конечно, профессиональных гидов) заплатят по 3 500 долларов США за каждое восхождение.
Кроме спортивной задачи, перед экспедициями ставится и рекламная задача. Успешные восхождения альпинистов должны способствовать распространению информации о Казахстане на всех континентах мира й обеспечить приток иностранных туристов и альпинистов в республику (55, 15).
© "Деловой туризм Казахстана"2010
info@kazatur.ru