Начало XX века ознаменовалось становлением массового туризма. Особенно этот процесс интенсифицировался после первой мировой войны. пики туризма связывают этот период с возникновением массового народного и социального туризма. При этом массовым можно считать туризм в той стране, где туристской деятельностью занимается или, по крайней мере, может заниматься подавляющие большинство населения.
По мнению А.А. Крючкова народный туризм предполагает участие в туристкой деятельности представителей менее состоятельных слоев населения, которые выбирают самые дешевые виды туризма соответствующие их финансовым возможностям. Социальный туризм – это организованные путешествия (познавательные, образовательные или рекреационно-оздоровительные) субсидируемые из госбюджета или других источников для людей с ограниченными финансовыми средствами.
Одним из факторов повлиявшим на становление массового туризма после Первой мировой войны стало усовершенствование до туристского уровня таких транспортных средств как автомобиль и самолет.
Главными причинами, препятствующими становлению массового туризма в мире начала XX века были бедность большинства населения и отсутствие оплачиваемых отпусков. Становится понятным, что в таких условиях большинство людей не могли участвовать в туристских мероприятиях. Ведь даже в благополучной в этом отношении Англии в 1903 г. отпуска рабочих и служащих крупных предприятий равнялись 1-2 неделям в год. Государственным служащим с 1908 г. представлялся отпуск продолжительностью 6 дней после трех лет службы (138, 50- 51).
Подобное положение вызывало протест у трудящихся, которые постепенно добивались от работодателей все улучшающихся условий для отдыха. Одновременно, после первой мировой войны растет и ширится рабочее туристское движение, организаторами которого были профсоюзы и социал-демократические партии, создававшие свои туристские бюро и средства размещения туристов. Особенно широко это движение было представлено в Германии, Швейцарии и Австралии. (186, 53).
Приведем два примера зарождения массового туризма. В Швейцарии интерес в данном отношении представляет возникновение и деятельность фирмы "Отельплан", которая в настоящее время является одним из крупнейших производителей туруслуг в этой стране. В основе образования фирмы в 1935 г. лежали идеи ее создателя Г. Дуттвайлера о вовлечение «маленького человека» в туризм. Массовые дешевые турпоездки становятся основным продуктом фирмы. В Германии национал-социалисты, осуществляя идею "единство нации", стимулировали массовый туризм с целью отдыха, причем эту деятельность направляла специальная организация национал-социалистов "Сила через радость" (Kraft durch Freude). В 1933 г. был основан имперский комитет по туризму, который подчинялся министру просвещения и пропаганды.
Германское государство оказывало содействие в организации групповых поездок на отдых - круизов, железнодорожных поездок. Умеренные цены способствовали первому "туристскому буму" в Германии: число туристских поездок возросло с 2,3 млн. в 1934 г. до 5 млн., в 1935 г.; 9,6 млн. - в 1937 г., 10,3 млн. в 1938 г. Туризм одиночек постепенно уступал групповому туризму широких масс (186, 12-13).
Вторая половина. XX века характеризовалась быстрыми изменениями в окружающем мире. На смену типу жизни, который П.Г. Олдак определил как статичный, когда подавляющая часть населения безвыездно пребывала в местах своего жительства, пришел новый динамичный образ жизни. Он характеризовался значительным ростом миграционных процессов.
По данным советских географов, работавших в Академии наук СССР, в 1950 г. во всех странах мира было зарегистрировано 25,3 млн. иностранных посетителей, а в 1968 г. их число достигло 141. млн., что составило 4% населения земного шара.
Резкое возрастание миграционных туристских потоков после. Второй мировой войны связано с укреплением экономических связей между странами и континентами, расширением научных и культурных связей, достижениями в области транспорта, удешевлением транспортных тарифов, ускорению авиационных рейсов и накоплению большого количества личных автомашин. Так, по данным "Курьера ЮНЕСКО" (декабрь 1996г.) в 1965 г. число авиапассажиров в мире достигло 180 млн., а количество автомашин насчитывалось около 130 млн.
Кроме того, развитию туризма того времени способствовали некоторый рост доходов населения ряда стран, увеличение продолжительности отпусков, растущее утомление от жизни больших городов. Исследованиями установлено, что даже в промышленно развитых странах поездки с целью отдыха совершают главным образом жители крупных индустриальных центров.
Развитию туризма во многих странах в послевоенный период способствовали такие меры как упрощение пограничных формальностей, обмена и ослабление ограничений на ввоз валюты, строительство аэродромов, дорог, отелей, широкая реклама туристских объектов. После второй мировой войны туризм приобретает массовый характер и становится потребностью для большинства населения индустриальных стран. Формируется мощная индустрия отдыха со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством.
В западноевропейских странах 50-е-60-е г.г. XX века - это период массового строительства гостиниц, мотелей, увеселительных заведений. Европейский туризм был ориентирован преимущественно на прием американских туристов и является источником долларовых поступлений для принимающей страны. В 60-е г.г. и до середины 70-х наблюдается рост въездного и выездного туризма, а также увеличение числа туристских предприятий и объемов их производства.
В Б Сапрунова считает важнейшим показателем завершения a*a массового туризма интенсивность туризма в той или иной стране. проиес сивность призма показывает, какая часть населения страны (в %) годно совершает хотя бы одну туристскую поездку (нетто -СЖ сивность) и рассчитывается как процентное отношение ко всему ""селению страны или той его части, которая старше 14 лет. Когда "нтенсивность туризма превышает 50 %, то можно говорить о сформировавшемся массовом туризме, в котором принимает участие большая часть населения.
После второй мировой войны в спросе и предложении на рынке туризма произошли коренные изменения, которые позволяют говорить о том, что массовый конвейерный туризм трансформировался в массовый дифференцированный туризм.
И в первом и во втором случае речь идет о массовом туризме, в котором принимает участие не только элита, но и средний класс, а начиная с 80-х годов - и население с низким уровнем доходов (186, 13-15).
Конвейерный туризм предполагает относительный примитивизм и однородность потребностей и мотивации туристов, и соответственно, обезличенно-конвейерный характер производимых услуг.
Дифференцированный туризм отличают разнообразие потребностей и мотиваций туристов, множественностью узкоспециализированных сегментов в туристском спросе, разнообразие предполагаемых услуг и ярко выраженная специализация туристского предложения. Для . дифференцированного туризма характерен не столько широкий, сколько глубокий ассортимент услуг. Это означает, что турфирма предлагает не огромное количество видов турпродуктов, а ограниченное число видов, каждый из которых имеет большое число вариантов.
Переход от конвейерного к дифференцированному туризму совершался одновременно с переходом от рынка производителей к рынку потребителей.
Определяющим мотивом поведения потребителя туристских услуг в этот период является рекреационный аспект туризма: отдых как средство восстановления физических сил после повседневного тяжелого труда с целью продолжения этого труда.
Повышение уровня благосостояния массового потребителя, продолжающейся экономический подъем, постепенное изменение соотношение рабочего и свободного времени в пользу последнего изменили мотивацию и приоритеты в психологии потребления. На рубеже 60-70-х г.г. формируется "общество потребления материальных благ - потребления ради потреоления". Рынок производителей сменяется рынком потребителей.
Усложняется мотивация туристского спроса: наряду с рекреационным растущее значение приобретает образовательный, коммуникативный и инвестиционный аспекты туризма. Все названные выше процессы сохраняют актуальность на протяжении 80-х годов.
В туристском предложении в конце 60-х начале 70-х годов наблюдаются концентрационные процессы. Так, расширяются объемы туристского спроса и предложения, в туристскую отрасль трансформируется капитал из других сфер народного хозяйства. Прежде всего это относится к транспортным предприятиям и торговым фирмам.
Рыночную стратегию туристских фирм до середины 70-х годов XX века отличают "универсализм" производимого продукта при отсутствии существенной специализации на отдельных узких сегментах спроса, Данный этап В.Б.Сапрунова характеризует как расцвет конвейерного туризма.
Со второй половины 70-х годов одновременно с дифференциацией туристского спроса в предложении усиливается тенденция к специализации и диверсификации, причем последняя находит выражение как в расширении ассортимента предоставляемых услуг в рамках специализации фирмы, так ив проникновении туристских фирм в другие сферы услуг. Насыщение рынков товаров и услуг, замедление темпов роста экономики, экономический и структурный кризис середины 70-х годов стимулировали формирование дифференцированного туризма и доминирование последнего в 80-е годы. Это свидетельствовало о кризисе индустриального общества (186, 15-16).
Для индустриального общества характерно отношение к человеку лишь как к фактору производства, что ведет к углублению отчуждения индивида от условий и результатов его деятельности, усилению стандартизации человека, его культуры и облика,
В современном мире туризм играет позитивную роль не только в деле сотрудничества, солидарности и культурного обмена между разными странами. Развитие туризма может не только обеспечивать удовлетворение рекреационных потребностей населения, но и способствует решению важнейших социально-экономических проблем как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах. В туристско развитых странах валютные поступления от туризма составляют от 10 до 35 % от суммы всего экспорта.
Уже в 60-70-х годах ООН и ЮНЕСКО рассматривали развитие туризма как "чудодейственный шанс" для решения острейших социально-экономических проблем развивающихся стран (PC). Поставляя на международный рынок возобновляющиеся туристские ресурсы PC смогли быстро получить нужную им твердую валюту, создать новые рабочие места, модернизировать свою экономику. С помощью международного туризма, таким образом, осуществляется процесс перемещения потребления. Развивающийся туристский бизнес потребовал объединения организаций которые им занимаются не только в национальных рамках, но в мировом масштабе, В 1898 г, в Люксембурге было создано первое такое объединение названное "Международной лигой туристских организаций".
В 1925 г. В Гааге состоялся первый конгресс Международного союза официальных организаций по пропаганде туризма, в котором приняли активное участие представители 14 европейских государств. В результате был создан первая в этой сфере организация "Международный конгресс официальных ассоциаций пропаганды туризма (МКОАПТ), 1927 г. ' Международный конгресс официальных туристских организаций (МКОТО);
1930 г был учрежден Международный союз организаций по пропаганде
Послевоенный период потребовал совершенствования организационной структуры по руководству мировым туризмом. Поэтому в 1947 г. все перечисленные организации были реформированы, а на их базе в Париже учрежден Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО). Действительными членами этой организации стали представители 116 государств (118, 13-16).
Впоследствии под патронажем ООН была создана Всемирная Туристская Организация (ВТО) - единственная в мире специализированная организация по иностранному туризму. ВТО правопреемник МСОТО -Международного союза официальных туристских организаций (1947), была основана в соответствии с рекомендациями Генеральной Ассамблеи ООН в 1975'Году. Штаб-квартира находится в Испании, (г.Мадрид, 28020, Capitan Naua 42). Устав ВТО принят 27 сентября 1975 года. Начиная с 1980 года, этот день отмечается как Всемирный день туризма, который ежегодно проводится под определенным девизом. Каждые 4 года ВТО созывает сессии, между которыми работает исполнительный совет генеральной Ассамблеи.
Заметным событием стало проведение 2-й всемирной конференции (Манила, Филиппины, 1980) ВТО. На своей VI сессии Генеральной Ассамблеи (София 1985) ВТО утвердила "Хартию туризма" и "Кодекс туризма", а также приняла специальную резолюцию о роли туризма в деле укрепления мира, а также резолюцию по молодежному туризму.
В октябре 1994 года под эгидой Всемирной туристской организации и ЮНЕСКО в Ташкенте состоялась встреча специалистов, посвященная прбблемам реставрации и возрождения Великого Шелкового пути. Единственной казахстанской фирмой, аккредитованной на этом совещании, была холдинговая компания "Жибек Жолы". Однако, в последующие годы в эту работу постепенно начали включаться и государственные органы республики.
В структуре ВТО действуют 6 региональных комиссий: Африка; Америка; Восточная Азия и тихоокеанский регион; Европа; Ближний Восток; Южная Азия, В Мексике функционирует высший учебный центр по туризму (СИЕСТ).
Срок полномочий исполнительного совета - 4 года. При совете учрежден ряд вспомогательных органов: комитет по упрощению туристских формальностей; бюджетно-финансовый комитет; комитет по окружающей среде; технический комитет по программам и координации. Генеральный секретарь ВТО назначается Генеральной ассамблеей ВТО сроком на 4 года. Официальные языки: английский, французский, испанский. Бюджетные расходы покрываются за счет членских взносов. При ВТО созданы несколько фондов: общий фонд, фонд оборотного капитала, фонд по доверию.
Всего в мире насчитывается около 200 международных туристских рганизаций всемирного характера. К наиболее известным относятся: Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств (ФУААВ); Всемирная организация туристских агентств (ВАТА), являющаяся коммерческим объединением туристских фирм, работающих на кооперативных началах; Международный туристский альянс (АИТ) - организация общественного содействия автомобильному туризму; Международное бюро социального туризма (БИГС); Международная ассоциация по социальному туризму и отдыху трудящихся (МАСТОТ); Международное бюро туризма и обменов молодежи (БИТЕЖ); Международная федерация молодежных туристских общежитий (МФМО); Студенческая ассоциация по воздушным перевозкам (САТА); Международная федерация молодежных туристских организаций (ФИИТО); Международная академия по туризму; Международное общество научных экспериментов по туризму (АЖЕСТ); Международная федерация журналистов и писателей по туризму (ФИЖЕТ); Международная ассоциация по документации, информации и культуре в области туризма; Ассоциация по международному обмену; Межпарламентская организация по' туризму; Международная ассоциация экспертов в области туризма; Международная организация по обучению в области туризма и гостиничного управления; Международная автомобильная организация; Международное бюро по таможенным тарифам; Международная ассоциация воздушного транспорта (ТАТА); Международная ассоциация медицинской помощи туристам; Международная гостиничная ассоциация; Международный совет музеев и другие.
Региональными организациями в составе ВТО "являются: Арабская туристская организация (ААТТА); Американское общество туристских агентов (АСТА); Туристская ассоциация Тихоокеанского региона (ПАТА); Конференция туристских агентств стран Латинской Америки (КОТАЛ); Ассоциация Британских туристских агентств; Европейская туристская комиссия (ЕТК).
Республика Казахстан участвует в деятельности международных, межпарламентских, межрегиональных организациях в сфере туризма в качестве действительного, ассоциированного члена и наблюдателя.
Туристские организации Республики Казахстан могут вступать в международные туристские организации в целях: международного туристского обмена; развития экономического и технического сотрудничества по укреплению материальной базы и инфраструктуры туризма; развития международного сотрудничества в вопросах обеспечения безопасности туристов; обмена информацией по туризму; проведения совместных научных исследований в различных областях международного туризма; по другим вопросам международного сотрудничества в сфере туризма.
Агентство Республики Казахстан по туризму и спорту представляет Республику Казахстан в специализированных учреждениях и программах ООН по мировому туризму.
Отслеживать и формулировать основные тенденции развития мирового туризма в первые десятилетия наступившего XXI века является компетенцией аналитиков Всемирной туристской организации. Указанная формация была представлена в докладе помощника Регионального представителя ВТО для Европы Андрея Шлевкова, на семинаре "Экотуризм -инструмент устойчивого развития в 21 веке для переходных экономик стран СНГ Китая и Монголии" (Алматы, октябрь 2001 г).
В качестве глобальных региональных тенденций развития мирового туризма были названы: 1 Распределение долей межрегионального туризма в соотношении с общим объемом прибытий к 2020 г. определится следующим образом: Южная Азия - 85%; Ближний Восток - 63%; Африка - 43%; Америка - 38%; Европа-15%.
Важнейшими сегментами туристского рынка к 2020 г. будут: солнце и пляж, спортивный туризм; приключенческий туризм; природный туризм; культурный туризм; городской туризм; сельский туризм; круизы; тематические парки; конгрессный туризм; дальние поездки; специальные сегменты; комбинированные поездки; зимние виды спорта; водные виды спорта.
Сочетание глобализации и локализация туристских программ; господство электронные технологий; поездки "без забот"; диктат условий тура потребителями; поляризация туристских предпочтений.
Ориентация рынка на три аспекта, туристского продукта: развлечение, острота ощущений, просвещение; внимание туристских центров к своему "имиджу"; заинтересованность всех в туристах из Азии;
Обеспечение устойчивого развития туризма и "справедливой торговли" в туризме; противоречия между растущим социально-экономическим сознанием потребителей и стремлением активно потреблять туристские рродукты;
Главными приоритетами национальных туристских организаций (НТО) на ближайшие десятилетия XXI века будут: а) усиление, повышение нацеленности и агрессивности маркетинга; б) постоянное стремление обеспечить конкурентные преимущества посредством дифференциации продуктов, их качества и/или цены; в) признание необходимости обеспечить устойчивое развитие туризма в целях долгосрочного благосостояния; г) уменьшение государственного контроля, расширение государственно-частных партнерств;
Обследование ВТО среди НТО выявило: а) 78% НТО сосредотачивают маркетинговую деятельность на ключевых направляющих туристских рынках; б) 77% НТО сосредотачивают маркетинговую деятельность на наиболее подходящих сегментах рынка; в) 88% НТО расширили маркетинговую деятельность за границей; г) 90% НТО расширили кооперативный маркетинг с частным сектором; д) 77% НТО ведут более агрессивную маркетинговую политику.
| | |