Интенсивное развитие туристического движения в к. 40-х, начале 50-х. гг. активизировало исследования в области туризма и вывело их из круга исследований только географических дисциплин, привело к появлению новой дисциплины – географии туризма. География туризма – общественно-географическая дисциплина, объектом изучения которой, является туризм. Предметом ее изучения являются пространственные особенности развития и организации туризма в мире, отдельных регионах и странах. Цель исследования географии туризма сводиться к разработке теоретических основ управления туристским движением с учетом его природных, экономических, социальных и других аспектов. Задачи географии туризма: 1. Изучение рекреационных ресурсов разных регионов как основы формирования различных видов туризма 2. Изучение особенностей размещения различных видов туризма 3. Изучение исторических и социально-экономических предпосылок развития туризма 4. Изучение основных направлений туристических потоков, изучение пространственного распределения доходов и расходов международного туризма 5. Составление туристических (рекреационных) характеристик ведущих стран мира. Что же такое туризм? Существует, по крайней мере, 4 точки зрения на этот вопрос. «Туризм – это отрасль хозяйства» – часто приходится читать в статьях журналистов, слышать от руководителей регионов, экономистов. Это наиболее распространенное утверждение о туризме, с которым мало кто спорит по существу. Немногие несогласные, полагают, что туризм – это межотраслевой комплекс, или рынок, где господствует туроператор, который из продукции других отраслей и формирует «свой» туристский продукт. В последнее время, практики туризма усвоили, что туризм – это самостоятельный вид экономической деятельности, т. е. деятельности по обслуживанию туристов. Между тем, сами туристы твердо уверены, что туризм – это их (туристов) деятельность во время отдыха. В принципе эти 4 точки зрения не противоречат, а дополняют друг друга. Так как туризм - сложное многогранное понятие. Именно поэтому ни одна из существующих наук не может полностью и исчерпывающим образом охарактеризовать туризм как объект собственных исследований и ни один из существующих социально-экономических институтов не в состоянии самостоятельно решить комплекс его проблем. Только в последние годы, когда роль туризма для процветания страны была осознана на государственном и межгосударственном уровнях, появляется новая комплексная наука о теории и практике туризма – туристику (Зорин И. В., Квартальнов В. А., Преображенский В. С., 1998; Зорин И. В., Квартальнов В. А., 2000). Туризм – это феномен. Термин «туризм» нельзя было найти ни в одном языке мира до середины XIX века. Слово «tour» чаще всего ассоциировалось с поездкой, затем с фактом временного отсутствия человека в своем доме по делу или во имя приятного времяпрепровождения, то есть постепенно вырабатывалась современная интерпретация слова «tourism». Словарь Вебстера поясняет слово «турист» как «кто-либо совершающий путешествие для удовольствия или из интереса» , другой словарь XIX века содержит более интересные значения: «люди, которые путешествуют для удовольствия, из любопытства и оттого, что им нечего делать» и даже «для удовольствия хвастаться этим потом». Одно из первоначальных и наиболее точных определений туризма дано профессорами Бернского университета Гунзикером и Крапфом, которое позже было принято Международной ассоциацией научных экспертов туризма. Первоначально эти ученые были того мнения, что туризм можно определить как ряд явлений и взаимоотношений, возникающих как результат путешествий людей, до тех пор, пока это приводит к постоянному пребыванию вне места постоянного проживания и не связано с получением какой-либо выгоды (прибыли). Это определение не касается экскурсий, деловых путешествий, связанных с получением прибыли, даже когда прибыль не получена в стране пребывания. Необходимо заметить, что трудно установить различия между деловыми путешествиями и теми, которые предпринимаются с целью развлечения, так как большинство путешествий являются комбинацией этих двух видов путешествий. Со временем базовая концепция туризма расширилась и стала включать различные виды деловых путешествий, которые не приводят к постоянному пребыванию в стране и не подразумевают получение прибыли.
| | |