В географии туризма существует три основных направления исследования: 1. Изучение пригодности географического пространства для туристского движения (привлекательность природной среды, туристская емкость). 2. Изучение качества туристского движения как социально-экономического явления (расчет экономического эффекта туризма) 3. Изучение туристского явления в пространстве, его классификация на основе интегральных (суммирующих) критериев (интенсивность туристского движения, транспортная доступность, качество сервиса). Методы исследования, используемые в географии туризма: Для исследования привлекательности ландшафта: • Описательный метод (монография, оценка природных достоинств на основе избранной шкалы. Очень относителен, так как различные интересы туристов приводят к различным видам туризма. • Картографический метод (изучение карт физико-географического и ландшафтного районирования) • Количественный метод (бонитировка – присвоение количества баллов согласно шкале различным чертам ландшафта, оценивается полученная сумма) • Метод оценки рекреационной емкости (число туристов на единицу территории) • Прочие аспекты (технологические, психологические, физиологические) Для исследования социально-экономического фактора туристического движения: • Статистические методы (статистической массой могут быть доходы/расходы населения, стоимость туристских путевок, результаты пограничной регистрации, других государственных органов, занятость и пр.) • Сравнительно-географический метод. Выделить чистые формы и виды туризма практически невозможно. Однако классификация необходима для развития и организации туризма, его инфраструктуры. 1. В зависимости от цели туризм делится на: a. Рекреационный а.1 Зрелищно-развлекательный а.2 Лечебно-оздоровительный а.3 Спортивный b. Экскурсионный (культурный) b.1 Посещение природных, культурно-исторических, хозяйственных достопримечательностей b.2 Этнический туризм b.3 Экологический туризм b.4 Религиозный туризм C. Специализированный C.1 Коммерческо-деловой, учебный туризм c.2 Конгресный, общественный туризм c.3 Шопинг-тур c.4 Фестивальный туризм c.5 Охота, рыболовство 2. По правовому статусу туризм делится на 2 части : a. Внутренний (внутри страны) b. Международный • Выездной • Въездной 2. По источникам финансирования туризм делится на: a. Коммерческий b. Социальный • Инсентив туризм (поощрительная поездка) 3. По количеству участников: a. Индивидуальный, семейный b. групповой 4. По возрасту участников: a. Детский b. Юношеский, студенческий c. Взрослый d. Туризм «третьего возраста» (те, кому за 60 лет) e. Туризм «четвертого возраста» (для людей с ограниченными возможностями, т. е. инвалиды) 5. По сезонности: a. Летний b. Зимний c. Круглогодичный 6. По особенностям организаций: a. Организованный b. Неорганизованный/ дикий (самодеятельный) 7. По продолжительности поездки: a. Экскурсии (без ночевки) b. Краткосрочный (не более 3 ночевок) c. Длительный/долгосрочный (количество ночевок более 3) 8. По периодичности: a. Еженедельные поездки b. Ежегодные поездки 9. По географическим признакам с учетом природной и социальной обстановки, в которой осуществляется туристская деятельность: a. Горный b. Водный c. Спелео d. Морской e. Прибрежный f. Пустынный g. Городской h. Сельский (агро-туризм) i. Экологический (в районах, слабо измененных человеком) 10.По способу размещения туристов на маршруте: a. Гостиничного типа b. Негостиничного типа
| | |