Методы исследования географии туризма




В географии туризма существует три основных направления исследования:
1. Изучение пригодности географического пространства для туристского движения (привлекательность природной среды, туристская емкость).
2. Изучение качества туристского движения как социально-экономического явления (расчет экономического эффекта туризма)
3. Изучение туристского явления в пространстве, его классификация на основе интегральных (суммирующих) критериев (интенсивность туристского движения, транспортная доступность, качество сервиса).
Методы исследования, используемые в географии туризма:
Для исследования привлекательности ландшафта:
• Описательный метод (монография, оценка природных достоинств на основе избранной шкалы. Очень относителен, так как различные интересы туристов приводят к различным видам туризма.
• Картографический метод (изучение карт физико-географического и ландшафтного районирования)
• Количественный метод (бонитировка – присвоение количества баллов согласно шкале различным чертам ландшафта, оценивается полученная сумма)
• Метод оценки рекреационной емкости (число туристов на единицу территории)
• Прочие аспекты (технологические, психологические, физиологические)
Для исследования социально-экономического фактора туристического движения:
• Статистические методы (статистической массой могут быть доходы/расходы населения, стоимость туристских путевок, результаты пограничной регистрации, других государственных органов, занятость и пр.)
• Сравнительно-географический метод.
Выделить чистые формы и виды туризма практически невозможно. Однако классификация необходима для развития и организации туризма, его инфраструктуры.
1. В зависимости от цели туризм делится на:
a. Рекреационный
а.1 Зрелищно-развлекательный
а.2 Лечебно-оздоровительный
а.3 Спортивный
b. Экскурсионный (культурный)
b.1 Посещение природных, культурно-исторических, хозяйственных достопримечательностей
b.2 Этнический туризм
b.3 Экологический туризм
b.4 Религиозный туризм
C. Специализированный
C.1 Коммерческо-деловой, учебный туризм
c.2 Конгресный, общественный туризм
c.3 Шопинг-тур
c.4 Фестивальный туризм
c.5 Охота, рыболовство
2. По правовому статусу туризм делится на 2 части :
a. Внутренний (внутри страны)
b. Международный
• Выездной
• Въездной
2. По источникам финансирования туризм делится на:
a. Коммерческий
b. Социальный
• Инсентив туризм (поощрительная поездка)
3. По количеству участников:
a. Индивидуальный, семейный
b. групповой
4. По возрасту участников:
a. Детский
b. Юношеский, студенческий
c. Взрослый
d. Туризм «третьего возраста» (те, кому за 60 лет)
e. Туризм «четвертого возраста» (для людей с ограниченными возможностями, т. е. инвалиды)
5. По сезонности:
a. Летний
b. Зимний
c. Круглогодичный
6. По особенностям организаций:
a. Организованный
b. Неорганизованный/ дикий (самодеятельный)
7. По продолжительности поездки:
a. Экскурсии (без ночевки)
b. Краткосрочный (не более 3 ночевок)
c. Длительный/долгосрочный (количество ночевок более 3)
8. По периодичности:
a. Еженедельные поездки
b. Ежегодные поездки
9. По географическим признакам с учетом природной и социальной обстановки, в которой осуществляется туристская деятельность:
a. Горный
b. Водный
c. Спелео
d. Морской
e. Прибрежный
f. Пустынный
g. Городской
h. Сельский (агро-туризм)
i. Экологический (в районах, слабо измененных человеком)
10.По способу размещения туристов на маршруте:
a. Гостиничного типа
b. Негостиничного типа




© "Деловой туризм Казахстана"2007
info@kazatur.ru