Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по туризму и спорту
от 24 марта 2000 года N 1-1-2/74 (зарегистрирован в Министерстве юстиции
Республики Казахстан 18.04.2000 г. за N 1116)
В целях повышения роли туризма в экономике страны и во исполнение Плана мероприятий по реализации Программы действий Правительства Республики Казахстан на 2001-2002 годы Правительство Республики Казахстан постановляет:
Премьер-Министр
Республики Казахстан Одобрена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 6 марта 2001 года N 333
Цели и принципы политики развития туризма
Целью развития туризма является:
превращение туризма в доходную отрасль экономики путем создания высокорентабельной индустрии туризма, способной производить и реализовывать качественный, конкурентоспособный в условиях международного туристского рынка продукт;
увеличение туристского потенциала республики;
сохранение и рациональное использование культурно-исторических и природно-рекреационных ресурсов;
обеспечение доступности туристских ресурсов для всех слоев населения, максимальное удовлетворение потребностей в туристских услугах;
стимулирование занятости населения;
повышение эффективности взаимодействия государственных и частных структур в сфере туризма;
развитие малого и среднего предпринимательства.
Развитие отрасли в республике будет осуществляться на основе следующих принципов:
реализации права каждого человека на отдых и досуг;
гуманности характера взаимопонимания и сотрудничества между народами и государствами, мира и уважения, соблюдении прав человека и основных свобод без различия расы, пола, языка и религии;
справедливости и суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела государств вне зависимости от их политических, экономических и социальных систем;
бережного отношения к окружающей среде и культурному достоянию;
социального равновесия и развития, повышения личного и общественного благосостояния;
устойчивого развития туризма.
Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
активизация государственной политики в области туризма;
совершенствование системы регулирования туристской деятельности;
дальнейшее развитие правовых, организационных и экономических основ индустрии туризма;
защита туристского рынка путем принятия антидемпинговых и других мер государственной поддержки;
обеспечение безопасности туристов;
формирование имиджа Казахстана как привлекательного туристского объекта;
совершенствование системы информационного обеспечения;
углубление научных исследований в области туризма;
приведение методологии статистического учета услуг сферы туризма в соответствие с международными стандартами;
стимулирование развития инфраструктуры туризма путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции и строительства туристских объектов;
улучшение качества обслуживания туристов на основе стандартизации, сертификации и лицензирования туристской деятельности;
развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма;
развитие международного сотрудничества в области туризма;
обеспечение мер по охране окружающей среды, смягчение отрицательных социальных воздействий и сохранение культурного наследия;
преодоление негативных тенденций в сфере туризма.
Развитие инфраструктуры туризма
Осуществляемое в республике реформирование социально-экономической жизни еще не затронуло в полной мере туризм и его инфраструктуры. Из-за слабой материальной базы туризма Казахстан теряет ежегодно миллионы долларов, что вызывает необходимость привлечения капитальных вложений в туристскую сферу, а также средства отечественных и иностранных инвесторов.
Для развития инфраструктуры туризма страны, способной обеспечить
устойчивый приток туристов с учетом специфики национального туристского
продукта, необходимо:
развитие транспортно-дорожной инфраструктуры для общего пользования и
для удовлетворения туристских потребностей;
развитие сопутствующей инфраструктуры: водо-, электроснабжения,
канализации и системы удаления твердых отходов, телекоммуникаций в
имеющихся и потенциальных туристских зонах;
создание туристских комплексов, этнографических музеев и зон отдыха;
реставрация и музеефикация историко-культурных и этнографических
памятников;
разработка проектов и строительство туристских объектов, в том числе
средних и малых средств размещения, с учетом обеспечения круглогодичного
использования.
Разработка стратегии маркетинга
Существует необходимость в разработке стратегии маркетинга, которая должна строиться в соответствии с национальным туристским продуктом и потенциалом его развития.
В целях реализации стратегии маркетинга государством определяются следующие задачи:
формирование в основных направляющих странах представления о Казахстане как о туристском центре, предлагающем качественные туристские услуги;
разработка и осуществление маркетинговых мероприятий, основанных на отличительных характеристиках и преимуществах Казахстана;
привлечение туристов с высоким уровнем платежеспособности, предоставляя для них дополнительные возможности;
оказание поддержки частному сектору в его маркетинговой работе;
усиление проникновения национального туристского продукта на традиционные генерирующие туристские потоки рынки Германии, США, Великобритании, Франции, России, Китая, Японии и др.;
проведение исследований, нацеленных на выявление новых сегментов рынка;
продвижение на мировой рынок всего диапазона туристских достопримечательностей и объектов, имеющихся на территории страны;
обеспечение сбалансированного распределения туристских потоков по регионам республики с учетом научно обоснованного пропускного потенциала;
усиление сезонного продвижения туризма посредством применения маркетинговых и ценовых приемов, нацеленных на обеспечение равномерной загрузки туристской инфраструктуры в течение года;
использование новых информационных технологий в продвижении национального туристского продукта;
пропаганда устойчивого характера развития туризма.
Формирование туристского имиджа Казахстана
Казахстан практически не известен в мире как туристское направление, хотя его земли издавна обеспечивали связь между Китаем и Европой, будучи на протяжении столетий свидетелями многих исторических событий на участке Великого Шелкового пути.
Создание привлекательного туристского имиджа Казахстана требует проведения соответствующего широкомасштабного комплекса мер.
Основными имиджевыми мероприятиями должны стать участие туристских фирм и агентств Казахстана в международных туристских выставках, ярмарках и конференциях, в том числе проводимых по линии ВТО, а также организация подобных мероприятий на территории Республики Казахстан. Важно развивать конгрессный туризм, который будет способствовать превращению Казахстана в центр общественных и культурных событий Евразии.
Международное сотрудничество в туризме осуществляется посредством участия в разработке и реализации проектов ЮНЕСКО и ВТО по Великому Шелковому пути, заключения двусторонних и многосторонних соглашений с иностранными государствами.
Немаловажную роль в формировании туристского имиджа страны играет организация туристских информационных центров как в регионах республики, так и за рубежом. Должное внимание следует уделить использованию практики взаимодействия туристских организаций с дипломатическими представительствами Республики Казахстан за рубежом. Действенную помощь в рекламе туристского потенциала страны могут оказать национальным авиаперевозчик и другие транспортные предприятия.
Необходимо издание и активное распространение за рубежом высококачественных полиграфических и аудио-визуальных рекламных материалов о Казахстане. Привлечению туристов в Казахстан будут способствовать краеведческие публикации, рекламно-издательская деятельность, в том числе туристских фирм и гостиниц. Особое внимание следует уделить использованию новейших информационных технологий, в том числе создание WЕВ-сайтов туристских фирм Казахстана в сети Интернет.
Наибольшую эффективность может принести организация ознакомительных поездок по Казахстану для туристских агентов и представителей средств массовой информации из стран, генерирующих туристские потоки.
Созданию благоприятного туристского имиджа будет способствовать проведение в Казахстане различных культурных, спортивных и туристских мероприятий на международном уровне.
Большое значение для формирования туристского имиджа Казахстана будет иметь упрощение порядка въезда, выезда и пребывания на территории республики иностранных граждан, визовых и таможенных процедур с введением в действие единой компьютеризированной системы учета.
Созданию имиджа гостеприимной республики будут также способствовать изготовление и установка в местах, наиболее часто посещаемых туристами, информационных табло и надписей, дублирующих русский, казахский текст латинской транскрипцией.
Стимулирование дальнейшего развития международного туризма в стране, усиление работы по презентации туристского потенциала государства на мировом туристском рынке включает в себя реализацию Плана мероприятий по формированию туристского имиджа Казахстана на 2000-2003 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 октября 2000 года N 1604 . Он включает многостороннюю деятельность по привлечению туристов в Казахстан и интеграцию страны в систему международного туристского рынка.
Обеспечение безопасности туристов
Безопасность - главный фактор, влияющий на развитие туризма, прежде всего на увеличение или уменьшение въездных потоков.
Безопасность туриста напрямую зависит от политики государства, от мер, принимаемых турфирмами, а также от действий самого туриста.
Представление потребителю информации по обеспечению защиты и безопасности во время туристской поездки помогает ему воспринимать безопасность как неотъемлемую часть качественного туристского продукта, сопоставимого с другими товарами и услугами, в рамках которых безопасность и качество считаются важным элементом в контексте цены.
Государственные органы, туристские организации и международные организации предоставляют информацию о потенциальных угрозах туризму, таких как природные бедствия, социальные беспорядки, террористические акты, серьезные сбои в работе транспорта, эпидемии и другие факторы, представляющие опасность для здоровья путешественников.
Подготовка кадров и научное обеспечение
Планирование людских ресурсов имеет особое значение в туризме - деятельности, связанной с обслуживанием и успех которой в значительной степени зависит от качества кадров, работающих в этой отрасли.
Для формирования соответствующего эффективной туристской отрасли кадрового потенциала Казахстана необходимо:
разработать государственный стандарт высшего профессионального образования по специальности "Туризм" нового поколения;
высшим учебным заведениям, осуществляющим подготовку туристских кадров определить специализацию с учетом потребностей и степени развития различных направлений туристской деятельности;
основной упор в обучении специалистов сделать на освоение ими отечественных туристских ресурсов, методов их использования, знание новейших информационных технологий, языковою подготовку;
организовать подготовку туристского персонала первого уровня в средних специальных учебных заведениях;
содействовать созданию в общеобразовательных учебных заведениях туристских классов, секций и кружков;
восстановить ранее упраздненные республиканские и региональные станции детско-юношеского туризма;
особое внимание следует уделить исследовательской работе, реставрации и инвентаризации туристско-рекреационных ресурсов по всей протяженности казахстанского участка Великого Шелкового пути (1700км).
Создание современной индустрии туризма невозможно без научного изучения проблем развития отрасли, структуры, механизма и закономерностей развития рынка туризма, а также создания систем научного обеспечения развития отрасли. Тем не менее в Казахстане эти вопросы практически остались нетронутой "целиной" для исследователей экономики туризма.
Туризм до сих пор не воспринимается в теории национальной экономики как полноправная отрасль и предмет научного анализа. Неслучайно в республике по данной тематике крайне мало выпускается научной литературы. К тому же, еще с советских времен понятие "туризм" чаще ассоциируется в Казахстане со спортом и укреплением здоровья, чем с отраслью экономики, приносящей значительные доходы.
Прежде всего необходимо организовать работу по инвентаризации и мониторингу рекреационных ресурсов республики Казахстан. Для научного обеспечения туризма как отрасли экономики, его прогнозирования и развития нужны соответствующие научные структуры. В качестве возможного решения проблемы предполагается организация научно-исследовательского института туризма.
Назрела необходимость включения в перечень научных специальностей Высшего аттестационного комитета Министерства образования Республики Казахстан (ВАК) Республики Казахстан новых научных направлений: "География туризма", "Педагогика и психология туризма", "Правовые основы туризма". Это позволит создать в республике контингент ученых и охватить научным изучением весь комплекс вопросов и проблем развития, организации туризма и управления им.
Следует унифицировать название специальностей как в номенклатуре ВАКа, так и в классификаторе Министерства образования и науки Республики Казахстан, что будет способствовать усилению стройности в проведении научных исследований и подготовке кадров для таких исследований. Необходимо также привести в соответствие туристскую специальность и специализации с тарификационными справочниками Министерства труда и социальной зашиты Республики Казахстан.
Настоящая Концепция определяет основные цели, задачи и приоритетные
направления развития туризма в Республике Казахстан. Для реализации
поставленных задач и достижения указанной цели необходима разработка
Государственной программы развития туризма в Республике Казахстан.
(Специалисты: Мартина Н.А.,Цай Л.Г.)
| | |